ПОПУЛЯРНОЕИСКУССТВОМУЗЫКАТЕАТРКИНОТАНЕЦЛИТЕРАТУРАИНТЕРВЬЮАФИША
 
Киношедевры итальянского режиссера Франко Дзеффирелли
Опубликовано: 15 июня, суббота

Картинки по запросу Франко Дзеффирелли

В Риме в возрасте 96 лет умер итальянский режиссер Франко Дзеффирелли (Franco Zeffirelli), за свою шестидесятилетнюю карьеру успевший заслужить статус классика одновременно в кино, театре и на оперной сцене. Имя Дзеффирелли сделали в первую очередь образцовые, преисполненные романтизма и искренней любви к первоисточникам адаптации классической литературы — его экранизацию «Ромео и Джульетты», при выходе на экраны ставшую суперхитом между-народного проката, до сих пор показывают изучающим произведения Шекспира школьникам по всему миру.

«Укрощение строптивой» (The Taming of the Shrew), 1967

«Укрощение строптивой» (The Taming of the Shrew), 1967

Первым фильмом Дзеффирелли при этом была другая шекспировская адаптация — «Укрощение строптивой», главные роли в которой сыграли женатые друг на друге в реальной жизни суперзвезды шестидесятых Ричард Бартон и Элизабет Тэйлор. Визуальный лоск и оперная, возвышенная сентиментальность этой постановки станут фирменными знаками работы Дзеффирелли на протяжении всей его карьеры.

«Ромео и Джульетта» (Romeo and Juliet), 1968

Ромео и Джульетта» (Romeo and Juliet), 1968

Дзеффирелли был успешен и признан на протяжении всей своей карьеры — как в качестве художника театра и кино, так и режиссера фильмов и оперных постановок — но ни одна другая его работа не удостаивалась такого мгновенного и глобального успеха у зрителей, как экранизация шекспировской нетленки о трагической подростковой любви. Сейчас «Ромео и Джульетта» смотрятся, пожалуй, несколько старомодно и слишком чинно — ни формальных экспериментов, ни вызовов общественной морали — но одним только решением использовать в ролях несчастных влюбленных актеров-тинейджеров Дзеффирелли уже уловил сам дух шестидесятых, одержимых молодостью и свежестью.

Франко Дзеффирелли на съемках фильма «Брат Солнце, сестра Луна» с Джуди Баукер и Грэмом Фолкнером

Франко Дзеффирелли на съемках фильма «Брат Солнце, сестра Луна» с Джуди Баукер и Грэмом Фолкнером

Дзеффирелли никогда не был по-настоящему модным режиссером — с другой стороны, его основательный, склонный к декоративным украшательствам и популистской простоте стиль помогал ему приниматься за сложные для адаптации сюжеты. Так, например, в фильме «Брат Солнце, сестра Луна» режиссер перенес на экран историю святого Франциска Ассизского.

«Иисус из Назарета» (Jesus of Nazareth), 1977

Иисус из Назарета» (Jesus of Nazareth), 1977

В дополнение к своим работам в кино и на оперной сцене Дзеффирелли внес немалый вклад и в историю телевидения — снятый им для британского телевидения мини-сериал «Иисус из Назарета» для своей эпохи был хитом не меньшим, чем для современности какая-нибудь «Игра престолов». Амбициозная, размашистая телеверсия Евангелия десятилетиями не сходила с телеэкранов по всему миру.

«Чемпион» (The Champ), 1979

«Чемпион» (The Champ), 1979

В фильмографии Дзеффирелли, полной экранизаций Шекспира и Верди, особняком стоит неожиданный экскурс режиссера на территорию спортивной драмы — преступно недооценен-ный «Чемпион» с Джоном Войтом. В то же время, именно в этом нехарактерном для себя жанре итальянец демонстрирует, что его понимание оперного накала страстей способны украшать продукты не только высокой, но и низкой культуры.

«Гамлет» (Hamlet), 1990

«Гамлет» (Hamlet), 1990

Именно Дзеффирелли создал одну из лучших экранизаций «Гамлета» — в образцово выстроенном кадре итальянского режиссера даже австралиец Мел Гибсон неожиданно выглядит актером, как будто воспитанным на Шекспире на британской театральной сцене. Сам же режиссер придает шекспировской классике понятности и внятности, обходясь при этом без пошлых попыток ее осовременить или перелопатить.

«Джейн Эйр» (Jane Eyre), 1997

«Джейн Эйр» (Jane Eyre), 1997

Самым амбициозным из поздних фильмов Дзеффирелли стала экранизация «Джейн Эйр» (что, впрочем, не значит, что внимания не заслуживают его более камерные следующие фильмы — «Чай с Муссолини» и «Каллас навсегда», в которых можно найти редкие для режиссера автобиографические мотивы), в обращении с первоисточником которой итальянец показал, что и он при желании может быть вполне жестким редактором классики. Дзеффирелли довольно радикально режет финал истории Шарлотты Бронте — что не мешает ему раскрыть в кадре талант сразу двух исполнительниц роли Джейн: Анна Пакуин играла Эйр в детстве, а Шарлотта Генсбур — во взрослом возрасте.

Франко Дзеффирелли в 1978-м

Франко Дзеффирелли в 1978-м

Франко Дзеффирелли на съемках «Травиаты» в 1982-м

Франко Дзеффирелли на съемках «Травиаты» в 1982-м

Начиная с конца 1970-х Дзеффирелли стал больше внимания уделять своей первой любви в искусстве — опере. Он успел не только поставить, кажется, почти всю оперную классику на сцене, но и неутомимо переносил ее на теле- и киноэкран, поработав в процессе с такими легендами, как Пласидо Доминго, Монсеррат Кабалье и Мария Каллас.

Франко Дзеффирелли с Фанни Ардан и Джереми Айронсом в 2002 году

Франко Дзеффирелли с Фанни Ардан и Джереми Айронсом в 2002 году

Последние годы жизни Дзеффирелли войдут в историю не только театральными постановка-ми, но и многочисленными скандалами — так, немало пересудов вызвало его членство в сенате от правой партии «Вперед, Италия», а также публичная поддержка консервативных инициатив Римской католической церкви.

353 просмотра
Нравится
comments powered by HyperComments