Метро Алматы было открыто меньше года назад — 1 декабря 2011.
Оно — первое в Казахстане, второе в Центральной Азии (после Ташкентского) и шестнадцатое на территории бывшего СССР.
Начинаем экскурсию по метро Алматы.
Длина первой линии составляет 8.5 км. В нее входят 5 станций глубокого заложения и 2 мелкого. На фотографии стандартный подземный вход:
Оплата проезда осуществляется с помощью бесконтактных смарт-карт многоразового использования и одноразовых смарт-жетонов. Стоимость одной поездки составляет 80 тенге, (для детей от 7-15 лет — 40 тенге). Это 16 и 8 рублей соответственно.
Проходим турникеты и контролера:
Все эскалаторы оборудованы датчиками движения и запускаются только когда есть пассажиры:
Эскалаторы двигаются неспешно, медленнее, чем в московском метро:
Южнокорейское производство:
По рельсам подземки курсируют три состава производства южно-корейской компании Hyundai Rotem. В час пик выпускают дополнительный четвертый состав:
В каждом поезде четыре вагона. Один вагон вмещает 160-170 человек. Установлены системы кондиционирования и видеонаблюдения. Поезда чистые, без рекламы и мусора, одна красота!
Все вагоны имеют сквозной проход. В час пик все сидячие места заняты, но такого столпотворения, как в московском метро, нет. Все дело в том, что построенные станции метро не доходят до спальных районов. Пока.
Время проезда по линии первой очереди составляет всего 16 минут.
Теперь небольшая экскурсия по станциям, благо их немного. «Алатау», конечная 1-й линии.
«Алатау» показалась нам довольно скучной и мы отправились на станцию «Театр имени Мухтара Ауэзова».
Станция глубокого заложения (30 м) колонного типа:
В торце платформы выложено большое мозаичное панно с изображением сцены одного из спектаклей театра:
Стены и колонны отделаны плитками травертина со вставленными объемными медальонами:
Люстры:
Центральный зал с гранитными полами. Одна важная особенность — почти на всех станциях отсутствуют лавочки. Учитывая, что интервалы там серьезные, по 12-15 минут, это как-то не правильно:
«Байконур». Станция глубокого заложения (20 м) колонного типа:
Как говорит Википедия: «Дизайн станции выполнен в стиле хайтек и связан с космодромом Байконур. Для отделки стен использована облицовка металлическими панелями голубого и светло-серого цветов»:
В торце центрального зала установлено 16 дисплеев, на которых крутятся ролики различных запусков с космодрома:
Не знаю, задумка ли это архитекторов, или случайно вышло, но отражения света фар на металлических панелях выглядят волшебно:
«Абай». Станция очень глубокого заложения (78 м) и также колонного типа:
Стоит отметить, что на всех станциях поддерживается идеальная чистота и порядок:
Дизайн станции выполнен в современном стиле без использования традиционных архитектурных элементов. Стены отделаны мрамором бежевого и коричневого цветов. В торце платформы расположено художественное панно, изображающее Абая Кунанбаева и отрывки из его произведений:
«Алмалы». Станция глубокого заложения (30 м) пилонного типа. Стены станции облицованы мраморной мозаикой, рисунок которой образует национальный орнамент:
Центральное панно:
Яблочки. Название «Алмалы» переводится как «Яблоневый»:
«Жибек Жолы». Название станции связано с Великим шелковым путем, который проходил через Южный Казахстан. Снова станция глубокого заложения (30 м) пилонного типа. Архитектурно-художественное решение интерьера основано на традиционных приемах декоративно-прикладного искусства казахского народа. Стены облицованы мраморной мозаикой бежевого цвета и украшены декоративными элементами, изготовленными из искусственного камня:
На торцевой стене центрального зала платформы исполнено декоративное панно в виде двух окружностей, изображающее известнейшие символы стран, через которые проходил Великий Шелковый Путь: индийский Тадж-Махал, Великая китайская стена, мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, египетские пирамиды, римский Колизей, афинский Парфенон, монастырь Эд-Дейр в Иордании:
Станции «Алмалы» и «Жибек Жолы» показались мне самыми интересными:
«Райымбек батыра». Конечная. Первая из семи станций, где я заметил лавочки!
Под две будущие станции сделали заготовки, хотя их планируется строить больше десяти:
Фотографии Дмитрия Чистопрудова