В Геликон-Опера в рамках программы Первого Президента, при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан, а также Посольства Казахстана в России прошел концерт Казахского государственного академического оркестра народных инструментов имени Курмангазы, который привез в Россию «Мелодии великой степи» - двухчасовую программу, посвященную 85-летнему юбилею коллектива. Следующий концерт состоится 5 мая в Санкт-Петербургском Михайловском театре, а вчера музыкантам рукоплескала Москва.
Величественный зал Геликона, вместивший порядка 500 поклонников творчества оркестра, замирал и громогласно оживал на последних нотах всеми любимых «Дудар-ай», «Сарыарка» и других произведений, ставших народными. Всего было исполнено 21 композиция: русские народные песни, произведения казахских, русских и других зарубежных композиторов, таких как Құрманғазы, Евгений Брусиловский, Леонард Бернстайн. С оркестром выступили известные деятели казахского искусства. Директор оркестра Заслуженный деятель РК Нургиса Дауешов уверен, что в Москве у коллектива много поклонников:
«Люди нас ждут здесь, я это знаю. Потому что в прошлом году мы давали концерт в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО, встретили там россиян, которые специально прилетели во Францию, чтобы услышать нас. Вообще, в этом году мы планируем провести порядка 100 концертов. Очень плодотворно работаем, потому что позволяют условия. Не так давно мы получили свой концертный зал, это второе помещение за всю историю оркестра. Из Москвы едем в Петербург, затем в Пекин. Кстати, в последний раз до этого дня оркестр Курмангазы выступал в Москве 16, а в Петербурге 30 лет назад. Надеемся устроить людям праздник».
Оркестр Курмангазы – первый и уникальный оркестр в истории инструментального музы-кального искусства Казахстана, который познакомил весь мир с казахской музыкальной культурой, несравненными по своей красоте мелодиями степей, национальными инструмен-тами. В репертуаре оркестра сегодня свыше 4000 произведений.
Юбилейный концерт в Москве начался с трёх китов казахской музыки – тяжеловесов «Көңіл ашар», «Көш керуен» и «Дудар-ай».
«Казахскую музыку за границей воспринимают всегда очень хорошо. Мы интересны нашей самобытностью. Как-то раз выступал в США и услышал такую фразу: «Не кормите нас гамбургерами». То есть, люди хотят слышать национальный колорит, а не подражательство. Давно мечтал поработать с оркестром Курмангазы. Тем более, что выступаю с такими знаковыми песнями, объединяющими наши народы - казахстанцев и россиян. Дудар-ай - песня, рассказывающая историю любви русской девушки Марии к парню по имени Дудар, казаху. Она преисполнена любви и нежности. Для меня счастье выступать сегодня с этой композицией», - говорит Алибек Альмадиев, всегда с успехом демонстрирующий романти-ческие образы в своих выступлениях. Концерт продолжил Кайрат Какимов с «Терме Шеге» из оперы «Қыз Жібек», погрузившим зрителей в образы казахской степи. Далеко разнеслась молва о красоте и уме девушки Кыз-Жибек. Из самых дальних селений приезжают женихи свататься за красавицу, но возвращаются домой ни с чем. Жибек твердо решила выйти замуж только за того, кого полюбит.«У казахов существует 5 традиций исполнения терме: арка, западный, жетису, южный горловой стиль и стиль китайских казахов. Я представляю западную школу, как и сам Курмангазы. Разделить своё творчество на сцене с великим оркестром Курмангазы перед искушенной московской публикой – честь для меня», - делится эмоциями Кайрат.
Как сказал классик, то, о чём невозможно молчать, возможно выразить в музыке. Россини, Вивальди и Чайковский тому яркое доказательство. «Вильгельм Телль» - последняя опера Россини, увертюра к нему – картина бури и дождя. «Зима» - самое известное сочинение Вивальди – трогательное и волнующее. «Испанский танец» - нетленная сюита из балета «Лебединое озеро» Петра Ильича. Лишь коснулись музыканты струн, мир вокруг оказался в расфокусе. Остались только артисты и зрители... и музыка между ними.
Одними из завершающих выступлений стали «Еділ мен Жайық» И. Жаканова и песня «Нур-Султан» А. Мухамедиулы в исполнении очаровательной семейной пары Мираса и Куралай Бекжановых.
«Сегодня мы исполняем песню «Волга и Урал». Можно сказать, что это наша история любви. Это песня о том, как две реки соединяются и впадают в море. Так и мы, встретившись однажды и начав совместный творческий путь еще в консерватории, до сих пор и поём вместе, и работаем вместе, и воспитываем уже 4-х детей. Песня эта и о дружбе, и о любви. Очень символичная для России и Казахстана», - говорит Мирас.
Вечер закончился в компании Нургисы Тлендиева и Курмангазы, ведь гостей всегда провожают хозяева. Звучали «Махамбет» и «Сарыарка», золотыми буквами вписанные в историю казахской музыки, которая рисует образ воина-поэта и буквально передаёт запах независимости и свободы.
«Для нас это очень ответственный вечер, - признаётся Эдуард Мусаханянц, заместитель художественного руководителя театра Геликон-Опера, - наконец-то мы вживую услышим оркестр и ваших солистов в полном составе. Надеюсь, это первая, но не последняя ласточка в сотрудничестве двух наших учреждений культуры. Уже есть дальнейшие планы, хотим сделать совместный проект. Хочу признаться, если бы каждую страну представляли такие люди, как сотрудники Посольства Казахстана в России, на земле не было бы конфликтов. Узнав о том, что есть такая идея привезти оркестр в Москву, мы сразу сказали, что это должно быть только у нас».
На последних аккордах публика аплодирует с такой силой, что заглушает музыкантов. Соскучилась Москва казахская по родным мотивам и запела душа, наполнив степными звуками самый большой город самой большой страны в мире.