6 ноября в Музее Казахских Народных Музыкальных Инструментов прошел концерт-лекция «Величие кюя»
Кюй - это инструментальная пьеса, глубокая по содержанию и отточенной форме, со сложным ритмом и развитой мелодикой, которые отражают, как некоторые жанровые черты, так и определенную логику музыкального звучания. Кюй не большой по времени звучания (около 2-4 минут). В основном кюи исполнялись на струнных и щипковых инструментах: на домбре или кобызе. Исполнителей кюев называют кюйши.
В казахской культуре кюи передавались от исполнителя к исполнителю на слух издревле. Кюи бывают народными и авторскими. Например, кюй «Аксак кулан» (хромой кулан) считается народным кюем и датируется 13 веком. Авторы известных казахских кюев жили и в Средние века. Но расцвет этого вида искусства приходится у казахов на XIX—XX век. Традиция этого искусства включала в себя также устное повествование, о содержании кюя и поводе, по которому он был написан. Поэтому исполнитель, прежде чем сыграть произведение, давал пояснения относительно его истории и темы. Но с течением времени устное творчество навсегда отделилось от инструментального исполнения, и лишь немногие исполнители сопровождают свою игру предварительным рассказом об исполняемом кюе.
Сущность кюя связана с психоэмоциональным началом и соотносимо с понятием "состояние", "настроение". Отсюда понятен психологизм и сама природа этого жанра. Кюй призван отражать состояние человеческой души, переживания человека, радость и боль, размышления о смысле жизни, а также особую группу составляют кюи посвященные животным и птицам. Кюй - это повесть заключенная в звуки.
Вся жизнь казаха с момента рождения и до смерти пронизана музыкой. Музыка сопровождает многие обряды, ритуалы, праздники и будни. В народе говорят: «Бог вложил в душу каждого казаха частицу кюя с момента его рождения».
Наиболее яркими представителями западно-казахстанской домбыровой музыки стиля токпе являются Курмангазы, Даулеткерей, Казангап, Абыл, Есир, Есбай, Дина, Сейтек, и др. С именем Курмангазы связаны самые выдающееся достижения традиционной инструментальной музыки западного Казахстана. Традиция кюев шертпе представлена творчеством Байжигита, Таттимбета, Тока, Дайрабая, Сугура, Рыздыка, Абикена, Толегена и многих других.
Фольклорно-этнографический ансамбль «Туран» был организован по инициативе его участников, студентов Казахской национальной консерватории имени Курмангазы в 2008 году.
Основной идеей создания ансамбля послужило стремление воссоздать звучание старинных, архаичных инструментов, поиск новых звучаний, способов воспроизведения и форм исполнения фольклорно-этнографических произведений в исполнении наших современников.
Оригинальность и самобытность коллектива становится очевидным с первых звуков композиций в исполнении ансамбля: формы их произведений приближены к образцам старинных инструментальных и вокальных сочинений, звучание ансамбля необычно и завораживающе особенно в силу того, что музыкантами используются наряду с широко распространенными народными инструментами инструменты редко звучащие, даже в профессиональных коллективах. Используя возможности светосопровождения и звукоусиливающей техники музыканты легко и артистично двигаются по сцене, создавая образы и незабываемые картины прошлого и настоящего.
Участники ансамбля - лауреаты многочисленных конкурсов и фестивалей исполнителей на народных инструментах, участники престижных концертов, как в нашей стране, так и за рубежом. Максат Медеубек, Бауыржан Бекмуханбетов, Хорлан Картенбаева, Серик Нурмолдаев, Абзал Арыкбаев играют на таких инструментах, как сыбызѓы, шањќобыз, саз-сырнай, шертер, жетіген, шіњкілдек, домбра, ќыл-ќобыз и другие инструменты, а Абзал Арыкбаев к тому же владеет древнейшим искусством традиционного горлового пения.
На сегодняшний день в творческом портфеле молодых музыкантов имеются интереснейшие композиции, в работе и в планах ансамбля еще более креативные и яркие проекты-сочинения.
Репортаж подготовлен редакцией журнала AlmatyLife