11 декабря 2014 года в Государственном музее искусств Республики Казахстан им. А. Кастеева состоится открытие выставки, посвященной к 90-летие со дня художника, Заслуженного деятеля искусств Казахстана, лауреата Государственной премии им. Ш. Уалиханова и независимой премии платинового «Тарлан» Уке Ажиева.
В экспозиции представлены ранние произведения художника, также и поздние работы.
Признанному мастеру изобразительного искусства Казахстана Уке Ажиеву исполняется 90 лет. За свою жизнь он многое видел и пережил. Были и голодное, босоногое детство, тревожная военная юность, и стабильная зрелость. По душевному складу художник экстраверт – открытый людям и миру. Поэтому в его творчестве две главные темы: человек и природа, портрет и пейзаж. Уке Ажиев много за свою жизнь путешествовал, он побывал во многих странах, знакомился с различными культурами, изучал человеческие характеры.
В портретах художника модель всегда дана крупно, «в упор». Он всматривается в лица, находя в них главное, характерное. Люди в портретах Ажиева молодые и старые, мужчины и женщины, друзья и мимолетные знакомые. Портретная галерея художника – это человек ХХ века, его современник. На выставке самая ранняя работа датируется 1948 годом – «Это мой автопортрет, когда пою», выполненная карандашом. Самая поздняя акварель – «Автопортрет» 2006 года. Стали классикой казахстанского искусства «Портрет А. Кастеева» (1969), «Казахская мадонна» (1979), «Автопортрет» (1981).
В творчестве художника жанр пейзажа удивительно разнообразен: это естественные природные ландшафты Казахстана, Монголии, Армении, города с древней историей – Хива, Самарканд, и живущие в напряженном ритме города Японии и Югославии, или со своей интонацией провинциальные города России. Уке Ажиеву интересны восходы и закаты, солнечный и пасмурный день, создается ощущение, что художник торопится запечатлеть многообразие увиденного мира. Поразительно, как меняется от поставленной задачи художественный язык мастера – мазок, цветовая гамма, все подчинено решению образа. Виртуозное владение акварелью дает мастеру ту свободу, когда он может выразить любую свою мысль или эмоцию. Сегодня невозможно представить пейзаж Казахстана без «Джайляу Ассы» (1966), «Теплого утра» (1971) или «Хан-Тенгри» (1978).
Дата: 11 декабря 2014 г. Начало в 16.00
Государственный музей искусств Республики Казахстан имени А. Кастеева