8 мая в Венеции в Международной галерее современного искусства Cá Pesaro открылась первая итальянская ретроспектива, посвященная Аршилу Горькому.
Аршил Горький, «Портрет себя и моей воображаемой жены», 1933–34. Музей и сад скульптур Хиршхорна, Смитсоновский институт, Вашингтон, округ Колумбия. Фото Ли Сталсворт
Выставка продлится до 22 сентября 2019 года. Кураторы выставки: Габриэлла Белли и Эдит Девани. В сотрудничестве с Фондом Аршила Горького, представлены работы одного из самых значительных художников американского искусства двадцатого века.
Аршил Го́рки (англ. Arshile Gorky, настоящее имя Восданиг Мануг Адоян) - американский художник армянского происхождения, один из основателей абстрактного экспрессионизма. Считается одним из влиятельных американских художников XX века, его картины выставлены во всех крупней-ших галереях США, а также в лондонской галерее Тейт.
Родился в армянской семье в селе Хорком, близ города Ван. В 1915 году во время геноцида армян бежал вместе с матерью и тремя сёстрами в россий-ское Закавказье. После того, как мать в 1919 году умерла от голода в Ереване, Горки эмигрировал в 1920 году в США, к отцу. В поисках себя он меняет своё имя на «Аршил Горки», намекая на любимого писателя Максима Горького.
Посещал художественную школу Род-Айленд в Провиденсе. В 1922 Горки поступает в Новую школу дизайна Бостона, сначала рисует под влиянием импрессионистов, позже — постимпрессионистов (в это время он живёт в Нью-Йорке). В начале учёбы Горки находился под влиянием Сезанна, а с 1928 года - Пикассо. С 1941 года Горки работает в своём индивидуальном стиле, в котором сочетает абстрактные формы с текучей живописной манерой.
Аршил Горький, Ночное время, Загадка и Ностальгия, 1931-32. Музей американского искусства Уитни, Нью-Йорк
В 1926−1931 годах преподавал в художественной школе и Центральном художественном училище в Нью-Йорке.
В 1930 году работы участников группы, в которую входил Горки, были выставлены в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Первая персональная выставка Горки состоялась в Галерее Меллона в Филадельфии в 1931 году. В 1930-e годы Горки тесно сотрудничал с Стюартом Дэвисом, Виллемом де Кунингом и Джоном Грэмом. С 1935 по 1939 год он работал в качестве художника-монументалиста, участвовал в создании росписей для аэропорта Ньюарк. В 1938 году открылась большая выставка его работ в нью-йоркской галерее Бойер. В 1941 году художественный музей Сан-Франциско организовал его выставку. В 1944 году он познакомился с Андре Бретоном и другими известными сюрреалистами.
Последний год жизни Горки был полон трагических событий: сгорает мастерская Горки вместе с работами, у художника обнаруживается рак, он попадает в автокатастрофу и, сломав руку, лишается возможности рисовать, а жена покидает его, забрав с собой детей. 21 июля 1948 года, в возрасте 44 лет, Горки совершает самоубийство, повесившись. Похоронен на кладбище в городе Шерман в Коннектикуте.
Наиболее известные картины Горки: «Портрет художника и его матери» (1926−1936, размы-тость линий рук матери — одна из основных тем в фильме «Арарат» Атома Эгояна), «Пейзаж в манере Сезанна» (1927), «Автопортрет» (1937), «Организация» (1933−1936), «Композиция» (1936−1939), «Сад в Сочи» (1943), «Лист артишока как сова», «Печень как петушиный гребень», «Как вышитый передник моей матери разворачивается в моей судьбе» (1944), «Улица доброй надежды» (1945), «Агония», «Год за годом», «Помолвка 2» (1947) и др.
На выставке представлено около 80 произведений искусства из престижных международных и институциональных коллекций: среди них Лондон Тейт, Национальная галерея искусств в Вашингтоне, округ Колумбия, Музей американского искусства Whitney Museum в Нью-Йорке, Центр Помпиду в Париже, Музей Израиля в Иерусалиме.