Пабло Пикассо любил повторять: «Хорошие художники – делают копии, а великие – подделки». Вторя ему, известный британский коллекционер Чарльз Колтон отмечал, что "имитация является самой искренней формой лести». Если такие афоризмы воспринимать буквально, то ремесло фальсификации имеет своих безусловных гениев. В нашем обзоре речь пойдёт о самых удачливых и богатых фальсификаторах в мире искусства.
Голландский художник Ян Вермеер, как и многие коллеги по цеху, был непопулярен при жизни и никогда не жил в достатке. После смерти он оставил своей жене лишь долги, детей и непроданные картины. Но на его творческом наследие смогли сделать огромные деньги другие люди - опосредованно причастные к живописи, зато хорошо разбирающиеся в торговле. В толпу ценителей и торговцев затесался голландский фальсификатор Хан ван Меегерен, который с 1930 по 1948 год, водил за нос историков искусства и дилеров аукционных домов, заставляя верить в то, что они приобретают 300-летние работы Вермеера. По факту полотнам не было и трёх месяцев. Хан ван Меегерен на своих арт-афёрах сумел сколотить капитал в $ 30 млн.
Пей-Шен Цянь был осужден городским судом Нью -Йорка как организатор мошеннической схемы, в которой были задействованы два недобросовестных испанских арт-дилеров и 5 подставных фирм. Пей-Шен Цянь продавал подделки картин Джексона Поллока, Марка Ротко и Виллема де Кунинга. Завладев $ 33 млн 75-летний китайско-американский художник скрылся в Поднебесной. В силу особенностей национального законодательства невыездной фальсификатор до конца своих дней может рисовать в своё удовольствие.
Бельтракки не подделывал картины, он копировал технику и создавал "утерянные полотна". Работая с воспоминаниями современников и биографиями знаменитостей, мошенние получал необходимую информацию и создавал легенду будущей подделки. Впрочем, подделкой в чистом виде эти полотна и не назовешь. Ведь подлинника не существовало никогда. Подпись «под своими работами», правда, рукой Вольвгана Бельтракки поставили Макс Эрнст, Андре Дерен, Кес ван Донген, Генрих Кампендонк и еще 12 не менее известных авторов.
Не все фальсификаторы пытаются подражать европейским мастерам. Хотя Уильям Дж. Тойе, художник из Нового Орлеана, начал с имитации таких мастеров как Дега, Моне, Гоген и Ренуар. Он стал самым известным благодаря ряду мошеннических сделок, связанных продажей копий произведений афроамериканского народного художника Клементины Хантер. Хантер практиковала прямые продажи так как в Луизиане. Именно этим фактом Уильям Дж. Тойе объяснял "гаражно-расспродажное" происхождение картин.
Точку в этой истории поставило ФБР: $ 426 393 – выплата обманутым покупателям и два года исправительных работ. Видимо тюрьма и долги окончательно испортили и без того скверный характер фальсификатора. По сей день Уильям Дж. Тойе утверждает, что картины госпожи Клементины хороши лишь для стрельбы по ним.
Венгерский художник Элмир де Хори был заключен в тюрьму за политическое инакомыслие на Родине, после он сидел в немецком лагере как гей, в тюрьме Мехико - как убийца, в Испании - за гомосексуализм и общение в преступной среде. Франция потребовала экстра-диции Хори для нового судебного процесса, обвинив его в подделке полотен известных мастеров. Хори утверждал, что никогда не подписывал свои копии, а посему он не фальсификатор.
Мошенником Хори так и не стал, а смертельная доза снотворного поставила точку в его биографии. Полного списка подделок Элмир де Хори не оставил и остается лишь догадываться о том сколько мнимых произведений Пабло Пикассо и Анри Матисса до Альфреда Сислея и Анри де Тулуз-Лотрека пылится в часных коллекциях и музеях.
Голландский художник Роберт Дриссен является самым успешным фальсификатором . Продав более 1000 подделок скульптора Альберто Джакометти на сумму более чем $ 10 млн, он расстворился в Юго-Восточном направлении. Немецкие подельники фальсификатора отбывают заслуженное наказание и получают дополнительное в виде поздравительных открыток из солнечного Таиланда. Сам Дриссен утверждает, что он "в ловушке… в раю."
Преступления Джона Майата в Скотланд-Ярде считают "самым большим мошенничеством в сфере искусства в 20-м веке". В период с 1986 по 1994 год, английский художник Джон Майат создал более 200 фальшивок, обманывая всех от аукционного дома Сотбис и европейских музеев до обычных искусствоведов и ценителей живописи. В 1999 году он был пойман и приговорен к году тюремного заключения. За хорошее поведение фальсификатора отпустили уже через четыре месяца. Теперь Джон Майат продает картины как Джон Майат.