Франция отметила столетие автора романов "Сильные мира сего" и "Проклятые короли" Мориса Дрюона (1918-2009). Писатель остался в памяти французов как соратник историчес-кого лидера Франции генерала Шарля де Голля, участник движения Сопротивления в годы Второй мировой войны.
Известность Дрюону принесла трилогия «Конец людей» (1948 — 51), за первый том которой он был удостоен в 1948 году Гонкуровской премии. В 1955 году вышла первая книга историко-приключенческой серии "Проклятые короли". В 1967 году Морис Дрюон стал членом Французской академии и в течение 14-ти лет был ее секретарем, практически прекратив литературную деятельность. В 1973–1974 годах, при президенте Жорже Помпиду, писатель занимал пост министра культуры Франции. Был депутатом Национального собрания страны и Европарламента. Скончался писатель за 9 дней до своего 91-летия в Париже.
Особые почести Дрюону воздали ветераны антифашистской борьбы. Вместе с Жозефом Кесселем он написал текст "Песни партизан" на музыку Анны Марли. Эта франко-русская песня стала гимном Сопротивления.
Отец писателя Лазарь Кессель, был уроженцем Екатеринбурга. Переехав во Францию, он рано умер. Мориса воспитали мать и отчим, давший ему свою фамилию. Детство писателя прошло в Нормандии. В школе Дрюон был среди лучших, что открыло ему двери в парижские университеты. Вторая мировая война внесет поправки в его планы, принесет многие испытания и встречу, которую он запомнит на всю жизнь.
Лейтенант Дрюон, недавно произведенный в офицеры, тяжело переживал поражение Франции в военной кампании 1940 года. Писатель вспоминал, как после выпуска в кавалерийской школе в Сомюре, он представлял себя въезжающим в Берлин на белом коне. Но вместо этого ему пришлось командовать отступающими пехотинцами на берегах Дордони.
"Для моего поколения он предстал впервые как молодой полковник, принесший Франции в период майской катастрофы 1940 года единственную победу, которой мы могли гордиться, - вспоминал Дрюон в интервью газете Figaro. - Он победил в танковом сражении. Затем, когда армия отступала, смешиваясь с потоком беженцев, за ним признали выдающиеся качества, назначив государственным секретарем и прикрепив к рукавам его мундира генеральские звезды".
По словам писателя, в то время молодые полководцы думали лишь о том, как следует управлять поражением. Де Голль принес с собой заряд молодости, энергии и надежды.
Прочитав опубликованное в прессе лондонское воззвание генерала к соотечественникам, Дрюон вместе с несколькими лейтенантами попросил у командира разрешения покинуть полк. "Господин полковник, мы просим вернуть нам нашу свободу. Мы хотим присоединиться к генералу де Голлю, - обратился 22-летний Дрюон.
Как признавал писатель, де Голль стал символом Сопротивления в качестве руководителя движения "Свободная Франция". "Быть голлистом в то время значило подвергаться угрозе депортации, тюремного заключения или даже казни, - говорил писатель. Он отмечал, что когда добрался до Лондона и увидел генерала, он показался ему средневековым рыцарем, величественным и исполненным решимости.
По словам Дрюона, "голлизм - это больше, чем доктрина, это этика, мораль для нации, государства, личности, это школа поведения". Писатель подчеркивал, что Де Голль научил французов, как следует жить, думать, действовать, не теряясь в облаках и не утопая в повседневных банальностях. Дрюон полагал, что изречение "стиль - это человек" в особенности применимо к Шарлю де Голлю. Речи, инструкции, законы, послания, исследования, воспоминания - не было жанра, исторического, стратегического, эпистолярного, в котором бы генерал не проявлял свойственное его стилю совершенство.
"Если я захочу поделиться тем дорогим даром, которым было для меня знакомство с де Голлем, я посоветую прочесть его письма, записки, дневники. Это школа высоко прожитой жизни", - говорил Дрюон.
Писатель считал закономерным влияние, которое оказал на него де Голль. "Когда Вам выпал шанс сблизиться и какое-то время служить человеку, который играл такую роль в нашем столетии, как не испытать на себе его огромного влияния? - заметил он.
При преемнике де Голля Жорже Помпиду Дрюон входил в 1973-1974 годах в состав французского правительства в качестве министра культуры. Парижане в том же десятилетии избирали его депутатом парламента. В течение 14 лет - с 1985 по 1999 год - он был постоянным секретарем Французской академии, возглавляя в этом качестве "клуб бессмертных" французской литературы. На своем посту он сделал многое, чтобы сохранить и оставить потомкам все богатство французского языка.
Влюбленный во Францию, писатель также сильно гордился своими русскими корнями. Дрюон любил бывать в России и неоднократно встречался с президентом Владимиром Путиным. "Так же, как между людьми возникают чувства, так и между странами складываются особые отношения, - говорил французский классик. - Я ощущаю себя примером этой франко-российской близости, и это делает меня счастливым. Я не представлю себе жизни без Франции и России".