Мировая премьера концерта-visuale Mr.Adam прошла в Алматы. Смешение классической и национальной музыки, визуальных эффектов, театра, кино, звука и картинки представил алматинской публике казахстанский скрипач-виртуоз Марат Бисенгалиев и его оркестр. 16 музыкантов языком музыки рассказали историю жизни среднестатистического человека, Адама. Автором всех произведений выступил всемирно известный британский композитор сэр Карл Дженкинс, но именно Марат Бисенгалиев выбрал его сочинения так, чтобы получилась целостная история, берущая за душу.
К творчеству Сэра Карла Дженкинса профессиональные музыканты относятся по-разному. Одни считают, что его музыку сложно приравнивать к шедеврам и ставить в один ряд с Вивальди и Моцартом, но вся критика разбивается, когда слышишь такие его творения, как «Пассакалия» или «Palladio», пробирающие до слез, затрагивающие самые тонкие струны души. Это подтверждает и сам Марат Бисенгалиев. «Пассакалия» - это одно из его самых ранних произведений, которое практически никто не знает. Но «Пассакалия» очень отличается от всех его произведений, она более классическая, немного напоминает мне позднего Сэмюэла Барбера и особенно его «Адажио». Но мне кажется, «Пассакалия» даже сильнее, чем «Адажио» Барбера. «Адажио» Барбера считается одной из наиболее сильных его вещей, а «Пассакалию» Карла Дженкинса пока просто никто не знает. Конечно, можно барочную и необарочную музыку назвать неклассической. Но что такое классика? Классикой можно назвать и The Beatles, Queen. Если говорят о том, что музыка «Пятого сезона» Дженкинса (эпизод Mr.Adam «Первый снег») построена на простых секвенциях.... Но это произведение - отсылка к Вивальди, который был знаменит тем, что писал секвенции. Здесь дело вкуса. Дженкинc написал в стиле, это продолжение того, что творили ранее. Это все равно классическая музыка»,- сказал Марат Бисенгалиев.
На протяжении Mr.Adam звучат выдержки из симфонических сюит Карла Дженкинса на казахские темы «Тлеп», «Абай», «Сары кыз», где композитор в качестве основы использовал казахские народные мелодии, песни Абая. В Mr.Adam эти эпизоды исполняют не только на скрипках, альтах и виолончелях, но и на 6 казахских народных инструментах, среди них дауылпаз, саз-сырнай, сыбызгы, кыл-кобыз, шан-кобыз (варган).
В отдельных эпизодах, таких как «Любовь», «Одиночество», «Смерть», подобраны такие произведения, где есть солирующая партия скрипки, сыгранная Маратом Бисенгалиевым. Интересно, что многие произведения написаны специально для казахстанского виртуоза, хотя и для других сюит. Концерт-visuale Mr.Adam был полон сюрпризов, как в творческом плане, так и в техническом. Музыканты, играя наизусть весь концерт, находились в светящихся рамках, танцевали, перемещались по сцене, специальные люди передвигали эти рамки вслед за ними. Сами рамки служили и стеклом, и экраном - на них время от времени проецировалось изображение. Каждая рамка двухслойная, состоит из стекла, на которое подается изображение, и очень тонкой невидимой сетки с обратной стороны, подающей информацию на датчики.
Техническую часть делали в Москве, да и режиссер-постановщик Василий Бархатов также имеет российскую прописку - сейчас он художественный руководитель оперной труппы Михайловского театра в Москве. Именно его идеи во многом сделали Mr.Adam таким, каким его увидели зрители. Также над проектом работал генеральный продюсер Кайрат Кульбаев. «Предыдущий проект «Энергия звука»- это полностью мой проект, то, что я хотел: идея Вселенной, то, что прошло на ЭКСПО-2017 в Астане, новый жанр. Mr.Adam - это продолжение той истории, но в камерных рамках. Сама идея рассказать о жизни человека - это идея Кайрата Кульбаева. Мы представили всю жизнь человека от рождения и до нового рождения, круговорот жизни, самсара. По звуку с помощью микрофонов мы создали эффект, будто играем в акустическом зале. У меня скрипка итальянская, мастера Джозефа Гальяно 1750 года», - отметил М. Бисенгалиев. C 21 по 23 декабря Mr.Adam покажут жителям Астаны. В 2019 и 2020 годах планируется большое турне по Европе, Ближнему Востоку, Азии.