9 мая в венецианском дворце Ка-Пезаро открылась ретроспективная выставка американского художника армянского происхождения Аршила Горки (1904–1948). Она охватывает его работы с 1920-х до 1940-х годов: от сезаннистских портретов до абстрактных «пейзажей».
На первой в Италии большой выставке Горки представлено 80 произведений из коллекций крупных музеев: Национальной художественной галереи в Вашингтоне, Музея Уитни в Нью-Йорке, парижского Центра Помпиду, Музея Израиля в Иерусалиме, а также частных коллекций. Это лучшие работы художника.
Аршил Горки. «Однолетний молочай» (1944), SRP Austin Photography
«Главной картиной выставки выбран классический образец абстрактного экспрессионизма — One Year the Milkweed (“Однолетний молочай”, 1944) из Вашингтона. Название принадлежит Андре Бретону, отцу сюрреализма и другу Горки, который называл метод художника “гибридным”. Большую часть 1944 года Горки провел в имении родителей своей жены Агнес Магрудер, где наблюдал смену времен года. Американские историки искусства определяют настроение картины как “абстрактное пасторальное”. Техника живописи отражает интерес художника к любимому сюрреалистами автоматическому письму. Зеленые и коричневые оттенки указывают на пейзаж, но нет распознаваемого ландшафта. Вертикальные капли и чередование светлых и глубоких тонов создают мерцание по всей поверхности картины.
Аршил Горки. «Портрет меня и моей воображаемой жены». 1933–34.
Бретон и его последователи считали, что такое письмо выдает скрытые проблемы человека. У Горки их было слишком много: пожар в мастерской, неизлечимая болезнь, автокатастрофа и травма руки, лишившая его возможности работать, что привело художника к самоубийству», — пишет The Art Newspaper Russia.
Выставка работает до 22 сентября.