11 мая 2019 года стартовала 58-я Венецианская биеннале современного искусства. И в этом году выставка пройдет сразу на двух площадках (впервые в истории) - Арсенале и Джардини. Причем, одни и те же художники будут представлены на обеих площадках. В списке всего 79 имен, и все из ныне живущих художников. Помимо дополнительной площадке в этом году готовится и параллельная лайв-программа: музыка, перфомансы и визуальное искусство — всего 14 работ, которые можно будет увидеть на открытии (превью в майские дни) и закрытии (конец ноября). Все проекты вместе с биеннале отбирал британский некоммерческий фонд Delfina. Основной площадкой станет Teatro Piccolo Arsenale.
Тема главной выставки — псевдокитайское изречение «Не дай вам бог жить в эпоху перемен» (в оригинале она звучит как May you live in interesting times). Эта фразу на протяжении многих времен припысвают Конфуцию, но официального подтверждения этому нет. Куратор основного проекта Рудольф Ругофф свой выбор в пользу придуманного китайского проклятия объяснил прежде всего тем, что «оно оказало реальное влияние на общественную риторику и полемику», «во времена, когда распространение фальшивых новостей и «альтернативных фактов» подтачивает политический дискурс и доверие, от которого он зависит». По задумке куратора в этом году биеннале сосредоточиться на диалоге — между художником и его произведениями, а затем и между работами и зрителями.
Артур Джафа © EPA-EFE/ANDREA MEROLA
В этом году "Золотого льва" за видеоэссе "Белый альбом" получил Артур Джафа - афро-американский художник, много лет успешно работающий в киноиндустрии.
Национальные павильоны соревнуются друг с другом. Тут все предельно близко к спортивным состязаниям: есть генеральный менеджер, тренер, игроки. То есть — комиссар павильона, куратор и художник или художники. Есть и спонсоры. Национальные павильоны — это всегда очень увлекательно, местами серьезно, местами весело.
"Солнце и море (Марина)" павильона Литвы © EPA-EFE/ANDREA MEROLA
В этом году всех победила Литва, представившая неожиданную оперу "Солнце и море (Марина)", действие которой разворачивается на пляже, созданном внутри павильона. Красивая и тревожная, эта работа вызывала неподдельный интерес с момента анонса и была по достоинству оценена жюри. Крен современного визуального искусства в сторону театра все более заметен с каждым годом.
Все более важным средством выразительности становится звук. Пусть не в качестве основного элемента, его присутствие и интенсивность определяют восприятие павильона Германии этого года. Инсталляция посвящена проблемам иммиграции, и звучащий из динамиков свист по замыслу автора воспроизводит те сигналы, которыми иммигранты предупреждают друг друга о прибытии полиции, намеревающейся депортировать неугодных пришельцев. Звук главенствует и в павильоне Сингапура, концептуально выстроенного вокруг одного инструмента — флейты. Как всегда, много представлено видео — запомнился фильм в канадском павильоне, главную роль в котором исполнил датский актер Ким Бодния.
Инсталляция павильона Ганы © EPA-EFE/Marton Monus
Интерактивные инсталляции, приложения для гаджетов и виртуальные миры, проекты на пересечении науки и искусства, высокотехнологичные видеоинсталляции — все то, что еще лет восемь назад воспринималось как погоня за модой или бессмысленный эксперимент, сегодня предстает универсальным международным художественным языком, способным наиболее адекватно говорить о мире вокруг нас. Более традиционные медиа — живопись или фотографию — стоит искать, например, в павильоне Ганы, страны, впервые принявшей участие в Венецианской биеннале, но сразу запомнившейся работами, которые поднимают до сих пор не решенные культурные и социальные проблемы.
Инсталляция павильона России © EPA-EFE/Marton Monus
Пушкинский музей показывает отличную выставку в действующей церкви Сан-Фатин, фонд V-A-C в очередной раз обозначает свою международную вовлеченность и мощь выставкой "Время, вперед!", в то время как картины Гелия Коржева, привезенные в Венецию Третьяковской галереей, смотрятся на контрасте с большей частью работ биеннале довольно выигрышно.
В конечном счете, идеалом Венецианской биеннале 2019 является то, что самым главным в ней есть не то, что она представит публике, а то, как зрители смогут использовать полученные впечатления и эмоции после нее, чтобы противостоять повседневным реалиям с различных точек зрения и с новыми силами.