В Государственном музее искусств РК им. А.Кастеева состоялось открытие персональной выставки М. П. КИМА (1923-1990), посвященной 90-летию со дня рождения.
В экспозиции представлено 90 работ художника (живопись, графика, эскизы монументальных объектов).
Творчество Михаила Петровича Кима охватывает период с 1960-го по 1990-й год. Это время, когда менялся язык изобразительного искусства в стране. Эпоха, качественного сдвига, разрыва времен, за которой осталось искусство сталинской поры и началось другое, когда открылось пространство метафорического искусства для нового поколения художников.
Жизненный путь художника тернист: родился в 1923 году во Владивостоке, рос и учился в корейской среде, в 1937 году - насильственная депортация корейцев в Казахстан, где пошел учиться в 7 класс русской школы. Зародилась мечта стать художником, учиться в Академии Художеств в Ленинграде, но депортированные не имели права выезжать за пределы определенных районов. Мечту он осуществил, поступив в 1942 году в Театрально-художественное училище им. Н.В. Гоголя. Однако, возникла новая проверка на выносливость: в 1944 году Михаил едет в Кызыл-Орду на заработки, чтобы оплатить учебу. Летние заработки обернулись десятью годами работы в совхозе, где он со временем становится управляющим. Но работа в совхозе не оставляет времени на творчество. В 1954 году М.П. Ким переезжает в Темиртау, и продолжает заниматься живописью. В этом же году он руководит художественной мастерской организованной при промкомбинате города. Задачей мастерской было художественное оформление города. В 1957 году он работал художником во Дворце культуры металлургов, где сосредотачивалась интеллектуально-культурная жизнь степного города. Затем он поступает на работу в Карагандинское отделение художественно-промышленных мастерских Казахского художественного фонда, и с 1962 года возглавляет филиал художественно-промышленных мастерских в Темиртау. Здесь он оформлял спектакли и руководил изостудиями, украшал стены монументальными росписями, мозаиками и сграффито, писал пейзажи, натюрморты, портреты и тематические картины.
Михаил Ким "Осенний мотив"
В 1968 году семья художника переезжает в Алма-Ату, где начинается новый этап творческой деятельности М.П. Кима. Он продолжает работать художником при Алма-Атинских художественно-промышленных мастерских, активно участвует в художественной жизни республики своими живописными произведениями на республиканских и всесоюзных выставках, во многих городах Казахстана им были выполнены монументальные работы.
Удивительное внутреннее единство отличает творчество Михаила Петровича Кима, в котором мы улавливаем его понимание мира, его способ мыслить, чувствовать и жить. В произведениях «Мечта» 1969, «Музыка» 1970, «Весна» 1970, тонкое чувство ритма в композиционных решениях дает ощущение внутренней музыкальности. Созерцательность персонажей, торжественный покой, разлитый в природе, чистота цветовых отношений — все это способствует созданию образа счастливой, со светлой грустью юности.
Михаил Ким "Чайки" 1970 г.
Михаил Ким "Чайки.Утро" 1979 г.
Михаил Ким "Музыка" 1970 г.
Ранние пейзажи, написанные с натуры, свежи и полны оптимизма. В поздних работах он пытался уловить хрупкую гармонию мира. Чаще всего пейзажи безлюдны, но следы присутствия человека есть – это может быть тропинка, мостик, домик вдалеке. В полотнах «Светлый день» и «Река. Тишина» очень тонкая цветовая градация от первого плана ко второму и третьему. Эти произведения наполнены большим лирическим чувством.
В последний год жизни художник написал несколько портретов. Это не изображения конкретных персон, а пронзительные образы одиноких мужчин и женщин. Пространство в них решено живописно, цветовые градации словно передают сложные чувства внутреннего состояния человека. В этих портретах появляется особая светоносность красочного слоя, как визуальный аналог душевным переживаниям.
Михаил Ким "Веера" 1980 г.
Сегодня выросло новое поколение в стране, для которого искусство Казахстана второй половины ХХ века уже история. Это время когда художники до хрипоты спорили о путях искусства и, главное, о становлении национального стиля. Тогда произошел перелом в сознании, восприятии себя и истории страны, в которой живешь, что требовало новой системы художественного выражения. Так создавался новый образ времени, формулировались критерии художественного стиля казахстанской живописи. В этом художественном процессе принимали участие люди разных национальностей. Творчество Михаила Петровича Кима внесло достойный вклад в общем развитии искусства страны.
Выставка продлится до 5 января 2014 года.
Фото: Евгений Морозов
Репортаж подготовлен редакцией журнала AlmatyLife