ПОПУЛЯРНОЕИСКУССТВОМУЗЫКАТЕАТРКИНОТАНЕЦЛИТЕРАТУРАИНТЕРВЬЮАФИША
 
Дирижер – профессия души!
Опубликовано: 30 ноября, суббота

Дирижер – профессия души (Интервью с Владимиром Кираджиевым)

Владимир Кираджиев родился в Болгарии, ныне работает в Австрии, в театр «Астана Опера» ехал с большим любопытством, так как не мог поверить, что за три года зодчие создадут самый большой театр в Центральной Азии, о своих впечатлениях, и самом сокровенном в жизни поведал нам Маэстро.

- Как сложилось, что Вы выбрали профессию дирижера?

В семье у нас не было музыкантов, отец был инженером, мать – учительницей, а я в шесть лет стал играть на фортепиано, потом входил в состав поп-групп. Я брал уроки гармонии, сольфеджио, и вдруг появилась такая возможность попробовать себя в дирижировании, оказалось, мне это подходит. Учиться дирижировать еще не означает, что ты станешь дирижером. С самого начала я был хормейстером, все в Болгарии начинают с этого. Потом пробовал себя с оркестром, работал в оперном театре и сразу начал со спектаклей, а это не так-то просто. Позже перешел на современную музыку, меня пригласили в оркестр, который играл только современную музыку. А дирижировать я научился спустя 15 лет. Когда ты являешься пианистом или скрипачом, то ты можешь упражняться на своем инструменте, а если ты дирижер, работать с оркестром тебе никто не дает, как им управлять я понял много позже, это долгий процесс.

- Вы пришли в мир музыки - как его приняли Вы и как он принял Вас?

Я бы сказал, что я пришел к публике, которая любит музыку и идет на концерты, а с ней не так просто работать, особенно дирижерам, которые контактируют с ней только спиной. Но все равно, так или иначе, ты ощущаешь публику. Труднее солистам, так как у них прямой контакт со зрителями, они сразу понимают: приняла тебя публика или нет. Для дирижера значительно важнее принимает тебя оркестр или нет, так как мы один коллектив и делаем одну работу.

- Вы являетесь приглашенным дирижером во многих ведущих театрах мира, не понаслышке знаете, что такое зарубежные оркестры, сейчас у Вас была возможность познакомиться с оркестром «Астана Опера», как оцениваете его уровень?

Это оркестр с большим потенциалом. К примеру, взять зарубежные оркестры, которые работают много лет, средний возраст людей которых 50-60 лет. В оркестре «Астана Опера» средний возраст – 25 -30 лет. Такой потенциал, который есть у этих ребят редко можно встретить, сразу после двух-трех репетиций они могут освоить все. У этого оркестра большое будущее. У некоторых западных оркестров есть большое прошлое, хорошее настоящее, но нет будущего.

- У Вас как у дирижера, есть свои индивидуальные методы работы с оркестром?

Я бы даже разделил оркестры по странам, а потом назвал методы. Вот в восточных оркестрах тебя воспринимают иначе, здесь проявляют уважение как к учителю, на западе все по-другому: люди тебя воспринимают как профессионала, они молчат, когда ты входишь, ты говоришь что-то, они могут реагировать, а могут - нет. Когда я работаю со здешними оркестрантами, вижу, что они стараются понять и сразу сделать, и с каждым днем все лучше и лучше. На западе лучше не говорить, если ты можешь показать руками – это идеально, будут они реагировать или нет, не известно, лучше вообще не говорить. В оркестре «Астана Опера» сказать бывает необходимо, чтобы ребята сделали определенные вещи, которые они должны сделать.

- Дирижер должен быть руководителем или должен заражать своим энтузиазмом оркестр?

Дирижер априори должен иметь авторитет, но, безусловно, он должен и заражать, так как без мотивации ничего невозможно сделать, в то время как каждый из коллектива имеет свою энергию. Дирижер, как мотор должен двигать оркестр, подавать эмоцию.

После репетиций эмоциональных произведений не чувствуете ли Вы себя опустошенным?

Это абсолютная правда. Конечно, уходит много энергии, когда я иду спать и просыпаюсь около трех ночи, я чувствую, что внутри не осталось ничего. Во время репетиций эмоцию контролировать можно, но все же нужен заражающий всех флюид.

- Как Вы восполняете утраченную энергию, откуда приходит вдохновение?

Вдохновение приходит от работы, от встречи с музыкантами, с новыми оркестрами. Каждое новое произведение, которое прорабатывается, дает новый энтузиазм. Я нахожусь в таком возрасте, когда позади много пройденного, мне хочется повторить уже сделанные произведения, но по-другому, учитывая другой опыт, с другими идеями, с другими концепциями. Чтобы что-то получилось на ином художественном опыте. Вдохновение приходит от того, если смог реализовать произведение, которое уже делал, но в другом ключе.

- В какой стезе хотели бы себя реализовать, помимо дирижера?

Наши времена стали такими, что если ты не отдаешь всего себя работе – долго не просуществуешь. Но это и приносит удовольствие, правда иногда давят административные проволочки: переговоры с директорами, факсы, письма и т.д. У дирижера в голове два пункта: один эмоциональный, другой – рациональный. Чтобы быть хорошим дирижером, нужно найти золотую середину, так как если тобою владеет эмоция, нет контроля над оркестром, если следовать только рациональности, все получается холодно и скучно. Я очень много преподаю, работаю в музыкальной академии в Вене с молодыми дирижерами, делаю новые редакции произведениям – это другая деятельность, но все же считаю, что быть дирижером – это карма, от этого не откажешься так быстро.

- Вы впервые в Казахстане?

Да, и я чувствую себя здесь очень комфортно. Мне очень понравился театр «Астана Опера» - он шикарный с замечательной акустикой. Я не ожидал, что на Востоке в какой-то стороне есть такой новый город, где каждая улица - 50 метров в ширину, от одного здания до следующего – 200 метров, я думал, я попал в Токио или Дубай. Я подумал, что я нахожусь в сказке. Спасибо за интервью.

Источник

1540 просмотров
Нравится
comments powered by HyperComments
  • 8 сентября в рамках эко-фестиваля "Мой ...
  • В культурной столице Казахстана, ...
  • Двухдневный фестиваль VK Fest – 2018, ...
  • Участие в детском "Евровидении-2018", ...
  • 21 июля в городе Берголо (Италия), ...
  • Юбилейный, пятнадцатый фестиваль "Пикник ...
  • Итальянский певец Робертино Лоретти ...
  • Праздничные мероприятия пройдут 1 июля ...
  • 8 июня, на крыше пространства Artxayc ...
  • Art Shater Summer Fest - это серии ...
  • Лето — пора музыкальных фестивалей. ...
  • 28 июня в Казахской государственной ...