Ержан Кулибаев – молодой, но уже знаменитый скрипач, живущий в Испании, обладатель пяти премий Международных конкурсов в России, Германии, Португалии и Аргентины оказался не просто талантливым человеком, любящим свою профессию, в нашей беседе он раскрыл еще одну грань, присущей ему одаренности, рассказав о своей философии жизни.
- Когда возникло первое желание стать скрипачом?
Это забавная история. У меня есть три сестры, вторая по старшинству, в детстве захотела маленькое пианино, она написала на клочке бумаге: «хочу пианину», после седьмой записки ей купили пианино, когда подошел возраст, ее отдали в музыкальную школу. (Теперь Алтынай Кулибаева – пианистка). Затем отдали и вторую сестру, пришел мой черед, тогда семья уже жила в Алматы, меня отдали в музыкальную школу им. Куляш Байсеитовой. Человек, отвечающий за сбор студентов, зная нашу семью, сказал, что уже достаточно двух пианистов, давайте сделаем Ержана скрипачом. И вот так случайно я стал скрипачом.
- Случай в Вашей жизни играет большую роль?
Да, все повороты в моей судьбе случайны, иногда я думаю, что все могло быть иначе.
- Если бы сейчас Вам предложили поменять профессию или полностью отдаться своему хобби, что бы Вы выбрали?
Мне нравится делать что-то новое, написал бы книгу, изобрел бы то, чего не было ранее, мне нравятся профессии, в которых можно сделать то, чего не было раньше. Мое хобби связано со скрипкой, я делаю обработки для скрипки-соло, вот недавно был в Аргентине, очень волновался, как примет аргентинская публика мою новую обработку «Adiós Nonino» Астора Пьяццоллы. Когда я сыграл, и слушатели начали аплодировать стоя, я понял, что это - хит сезона. Оркестранты говорили мне, что на сегодняшний день это лучшая обработка этой пьесы для скрипки соло.
- Судя по Вашей биографии, Вы очень много участвуете в конкурсах, что для Вас конкурс – образ жизни, либо самоцель?
Конкурс – это вид спорта для музыканта, бытует распространенное мнение, что конкурсы не имеют ничего общего с искусством, я же подхожу к конкурсам более практично, они помогают мне держать себя в тонусе, очень многому учат, например, выдержке, воспитывают характер, хотя конкурсы – это не удовольствие, в них есть доля напряжения, стресса. Я участвую много для того, чтобы научиться выдержке. Выигрыш приносит престиж, славу. Особую гордость испытываю от того, что дважды удостоился чести, получить почетный диплом из рук Королева Испании, это знак отличия, который собрание профессоров школы вручает студенту, показавшему лучшие результаты.
- Что для Вас профессия скрипача в первую очередь - труд или талант?
И то и другое. Каждый скрипач скажет, что бывают моменты, когда радуешься, что выбрал эту профессию, а бывает, что об этом жалеешь, и те и другие моменты приносят массу эмоций, но когда концерт удался, и публике понравилось - это все компенсирует.
- Бывали ли в жизни провалы?
Да, опять-таки это связано с конкурсами. Если что-то не получается, очень обидно, но я еду на другой конкурс, выигрываю и все снова хорошо.
- Рожденный на земле Казахстана, Вы сменили местожительство, переехав в Испанию, не возникало желания вернуться на родную землю, тем более что в столице теперь есть театр «Астана Опера»?
Для меня это вопрос философский, смотря как воспринимать – планета у нас одна, и я на ней живу, я никуда не уезжал. В наше время самолеты так быстро летают, сегодня я здесь, а завтра я могу быть в Австралии. Уезжая, можно всегда вернуться, здесь другой вопрос, а что делать? Если есть возможность играть концерты, я всегда буду здесь. Моя Родина – планета, это как если бы мы сравнивали с природой, она ведь не делится, - если начинает гореть лес, пожар проходит границу и уничтожает все. У природы нет политики. Я не разделяю мир, для меня нет границ.
- Расскажите о своих дальнейших планах?
Я так много участвовал в конкурсах, и у меня выработалась привычка – суеверие. Поэтому я предпочитаю не говорить о планах на будущее. Конечно, в планах очень много работы, много идей. Мне хочется играть концерты с музыкантами.
- Ваши впечатления от архитектуры здания театра «Астана Опера».
Грандиозный проект, прекрасное здание, великолепная архитектура, стиль, отделка каждой детали внушает большой оптимизм.
- Планируете продолжить сотрудничество с «Астана Опера»?
- Я уже сотрудничаю с этим театром в лице Абзала Мухитдинова, первая совместная работа состоялась, когда мне было 12 лет, и на протяжении всего времени мы уже много всего сыграли. Я рад, что он является Музыкальным руководителем театра «Астана Опера», думаю, что этот театр войдет в пятерку или тройку лучших театров мира. Я бы хотел поблагодарить руководство театра за этот концерт, и я с удовольствием буду играть еще.