С 27 по 30 июля на сцене Большого зала «Астана Опера» состоялся уникальный Гала-вечер балетов с участием звезд балета Парижского национального оперного театра. Звезды европейского балета представили казахстанской публике грандиозную программу «Gala de Paris» под художественным руководством хореографа Себастиана Берто (Париж, Франция). Автор идеи Гала-вечера и его генеральный продюсер — Антон Левахин (Рим, Италия). Симфонический оркестр «Астана Опера» выступал под руководством маэстро Владимира Ланде (Россия – США).
Gala de Paris состоятся при поддержке Министерства культуры и спорта РК в рамках празднования 20-летия Астаны. Это яркое культурное событие также отмечает 350-летие Парижской национальной оперы.
Paris Opéra Ballet – официальная национальная балетная труппа Парижской оперы, основанная в 1661 году королем Людовиком XIV в качестве Королевской академии танца. На сегодняшний день коллектив насчитывает более 150 артистов, художественный руководитель балета Парижского национального оперного театра – Орели Дюпон. В течение года труппа дает более 180 выступлений, каждое из которых является настоящим праздником высокого искусства.
Стоит отметить, что в разные годы с балетной труппой ассоциировались такие великие имена, как Мария Тальони, Джордж Баланчин, Серж Лифарь, Морис Бежар, Ролан Пети, Рудольф Нуреев, Сирил Атанасов, Сильви Гиллем, Анжелен Прельжокаж и многие другие. Художественный руководитель балетной труппы «Астана Опера» Народная артистка России Алтынай Асылмуратова в 90-х годах блистала на прославленной сцене в главных партиях в постановках Р. Нуриева. Всемирно известная прима исполнила роль Никии в балете «Баядерка» Л. Минкуса, а также воплотила образы Одетты и Одиллии в балете «Лебединое озеро» П. Чайковского.
Напомним, что в легендарном парижском театре также с большим успехом выступали и ведущие солистки оперной труппы Заслуженная артистка Казахстана, лауреат Государственной премии Майра Мухамедкызы, Заслуженный деятель Казахстана Жупар Габдуллина, Симфонической оркестр и хор «Астана Опера» под руководством Заслуженных деятелей Казахстана главного дирижера театра Алана Бурибаева и маэстро Абзала Мухитдинова.
Автор идеи «Gala de Paris» и его генеральный продюсер Антон Левахин рассказывает, что 2018 год — знаменательная дата в истории Казахстана.
— «Юбилей прекрасной Астаны. Эта дата примечательна и тем, что Астана отмечает свой 20-ый день рождения вместе с еще несколькими выдающимися юбилеями: 80-летием танцовщика и хореографа Рудольфа Нуриева, 200-летием родоначальника классической хореографии Мариуса Петипа и 350-летием самого прославленного театра Франции — Парижской Национальной Оперы. Именно поэтому удалось собрать такой уникальный международный творческий коллектив и подготовить ярчайшую программу», — заключил генеральный продюсер Антон Левахин.
Художественным руководителем вечера стал Себастиан Берто — восходящая звезда классической хореографии. На сцене «Астана Опера» в программе «Гала де Пари» состоится международная премьера недавнего творения Себастиана Берто, впервые представленного на сцене Гранд-Опера в прошлом году — балета «Ренессанс». Костюмы от кутюр для этого балета создал Оливье Рустен, креативный директор французского дома высокой моды Balmain. Все балеты будут представлены в оригинальных и исторических костюмах Парижской Национальной Оперы. Эксклюзивные костюмы от Кристиана Лакруа украсят танцовщиков, открывающих вечер балетом «Раймонда».
Захватывающая программа Gala de Paris объединяет звезд старейшей национальной труппы в мире. На сцену Большого зала «Астана Опера» выйдут Летиция Пюжоль, Сэ Ын Пак, Франсуа Алю, Марк Моро, Пабло Легаса, Аксель Маглиано, Камиль Бон, Томас Докир, Амели Жоанидес, Наис Дюбоск, Исаак Лопес Гомес, Марион Готье, Виктуар Анкетиль, Адель Белем, Жозеф Омер, Джек Газтоут.
На сцене «Астана Опера» царила атмосфера Парижа — города романтики, красоты и моды. Декорации и художественный язык «Гала де Пари» — это плод совместной работы художников из Франции и Италии — Анны Садовска (Париж) и Ахсара Муриева (Рим).
Уникальную концертную программу «Gala de Paris» открыл Гранд па из сказочного, эмоционального балета «Раймонда» в постановке Венсана Шайе по Мариусу Петипа на музыку Александра Глазунова. Основанный на средневековой рыцарской легенде балет повествует о прекрасной Раймонде, ее женихе – рыцаре-крестоносце Жане де Бриене и сарацине Абдерахмане.
Вечер продолжил романтическое па-де-де из балета «Видение розы» Михаила Фокина на музыку Карла Марии фон Вебера по мотивам одноименного стихотворения Теофиля Готье. Движения танца основаны на воплощенной в пластике вьющейся, цветущей розе.
Зрителям также представили Гран-па классик, поставленное Виктором Гзовским в 1949 году в Парижской опере на музыку Даниэля Обера. Один из излюбленных шедевров балетного искусства покоряет публику слаженностью, законченностью поз, отточенной техникой, артистизмом, а также легкостью, искрящимся остроумием в истинно французском стиле.
Хореография «Манфреда» создана Рудольфом Нуриевым на музыку П.И. Чайковского для парижской балетной труппы. В основу сюжета положена драматическая поэма лорда Джорджа Байрона. События, составляющие канву этого балета, имеют автобиографический характер.
Восхитительное па-де-де из знаменитого классического балета «Корсар» в постановке Себастиана Берто по Мариусу Петипа на музыку Адольфа Адана в аранжировке Рикардо Дриго пользуется особым расположением публики разных стран.
В исполнении Симфонического оркестра «Астана Опера» под руководством маэстро Владимира Ланде также прозвучат: Антракт ко второй картине из первого действия балета «Раймонда» А. Глазунова, Па-де-де из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, Скерцо из концертной увертюры «Сон в летнюю ночь» ор. 21 Ф. Мендельсона, Первая сцена из сюиты к балету «Лебединое озеро» ор. 20 П.И. Чайковского.
Второе отделение откроет изысканный балет «Ренессанс» Себастиана Берто на музыку концерта для скрипки с оркестром ми минор, op. 64 Феликса Мендельсона. Постановка в классическом стиле, созданная в наши дни, подчеркивает таланты и многогранность артистов парижского оперного театра.
Соло «Умирающий лебедь» было поставлено Михаила Фокиным на музыку пьесы Камиля Сен-Санса «Лебедь» из сюиты «Карнавал животных». Нежный образ лебедя становится символом борьбы за жизнь, искренностью и силой чувств он трогает сердца зрителей со всех уголков земли.
Завершил вечер финал с участием всех артистов на музыку Карла Черни «Этюд». Артисты являются продолжателями давних традиций виртуозного танца, исторически сложившихся во французской школе балета, от Людовика XIV до современности, от Версаля до Оперы Гарнье. Сила и энтузиазм артистов Парижской национальной оперы несомненно надолго останутся в памяти столичных любителей высокого искусства.