Бессмысленно вспоминать о том, что «Бегущий по лезвию» вообще-то никакого сиквела не предполагал — продолжение одного из самых культовых фантастических фильмов в истории уже снято и вот-вот выйдет на экраны. Харрисон Форд согласился сыграть постаревшего охотника за андроидами Рика Декарда — который, правда, в этот раз уступит статус протагониста сыщику помоложе (Райан Гослинг). Режиссер оригинала Ридли Скотт ограничился продюсерскими функциями, доверив постановку Дени Вильневу («Убийца», «Прибытие»).
Самый деятельный актер Голливуда Том Круз продолжает вкалывать за всех сайентологов мира — даже если это, как на съемках очередной серии «Миссия: невыполнима», чревато проблемами со здоровьем. Всерьез рисковал собой Круз и на площадке «Сделано в Америке» Дага Лаймана — основанного на реальных событиях кинопортрета летчика-авантюриста по имени Барри Сил: в 1980-х он ухитрялся перевозить контрабандой на своем кукурузнике как кокаин Пабло Эскобара, так и предназначенное никарагуанским боевикам оружие ЦРУ. Лайман в его лице, похоже, нашел свой ответ скорсезевскому «Волку с Уолл-стрит» — антигероя, которого хочется не судить, но прославлять.
Предыдущие режиссерские работы Джорджа Клуни — от «Признаний опасного человека» до «Мартовских ид» — оставляли довольно странное ощущение: при том, что владение языком классического голливудского кино Клуни демонстрировал довольно уверенное, своего собственного, оригинального авторского стиля он так и не предъявил. Но предыдущие фильмы Клуни-режиссера и не могли похвастать сценарием авторства братьев Коэн — историю о семейной паре, встревающей в сомнительный и смехотворный криминальный переплет в Америке 1950-х, они сочинили еще в восьмидесятых.
В соревновании многофигурных и многочастных супергеройских киновселенных франшиза DC Comics до недавнего времени заметно уступала конкурентам из Marvel и в обаянии, и в цельности: на фоне не сбавляющих оборот и не теряющих чувства юмора «Мстителей» фильмы Зака Снайдера о Супермене и Бэтмене смотрелись махинами довольно неуклюжими. В этом году, впрочем, «Чудо-женщина» несколько поправила репутацию кинопредприятия DC — а развить успех попробует «Лига справедливости», в которой объединят усилия Бэтмен, та же Чудо-женщина и несколько супергероев помельче.
Один из самых интересных режиссеров в современном европейском кино, норвежец Йоаким Триер известен куда меньше своего датского однофамильца — факт прискорбный, учитывая, что мало найдется фильмов, отражающих современность с такой же легкостью, что и его «Реприза» или «Осло, 31 августа». После опыта работы на англоязычном проекте (парадоксальная семейная драма «Больше, чем бомбы») в «Тельме» Триер возвращается на родину — но не снижает амбиций: у заглавной героини его фильма по сюжету проявляются сверхспособности.
Не знаем, так ли уж нуждался мир в очередной экранизации одного из самых хлестких детективов Агаты Кристи — тем более что вышедший в 1970-х фильм Сидни Люмета и полвека спустя не выглядит устаревшим. На уровне концепции новое «Убийство» генерирует интерес прежде всего не самым каноническим прочтением образа Пуаро — это уже не капризный андрогин-лицедей, каким у Люмета его играл Альберт Финни, а солидный джентльмен с военной выправкой и усами прирожденного прапорщика. Представивший его в таком виде Кеннет Брана сам же и выступил режиссером.
Мало какому российскому фильму так везло с вирусным промо, как «Матильде» — благодаря неуемной жалобной активности депутата Поклонской о долгострое Алексея Учителя узнал, похоже, каждый россиянин. Ясно, что претензии воображающих в «Матильде» то порно, то поклеп ревнителей памяти Николая II безосновательны, — куда интереснее, что же действительно получилось у Учителя из истории о коротком, но проникновенном романе последнего русского императора с балериной Матильдой Кшесинской.
Один из самых причудливых фильмов этого года сняла венгерская кинематографистка Ильико Эньеди — за что в феврале была награждена «Золотым медведем» Берлинского фестиваля. Местом действия ее сумрачной любовной истории, которая не брезгует ни сюрреальными сценами сновидений, ни почти документальным натурализмом, оказывается скотобойня — медленно пробуждающимся в стылых людских душах чувствам Эньеди, получается, противопоставляет культуру быстрой смерти, которая царит в отношениях человека с животным миром.
Из-за жанрового сходства с «Временем первых» «Салют-7» весной был вынужден уступить проекту Тимура Бекмамбетова право выйти в прокат на День космонавтики — при этом поговаривают, что, вообще-то, «Салют-7» конкурента превосходит и по напряженности интриги, и по зрелищности воссоздания в кадре космоса. Фильм продюсеров Сергея Сельянова и Бакура Бакурадзе тоже основан на вполне реальном подвиге советских космонавтов — в 1984 году команда давшего фильму название корабля сумела предотвратить катастрофу, которой чуть не обернулись непредвиденные технические неполадки.
Один из лучших фильмов года — и главное, при всем уважении к тому же Остлунду, откровение каннского конкурса — сняли сделавшие себе имя в нью-йоркском независимом кино братья Джош и Бенни Сафди. «Хорошее время» — лишенный тормозов, лихорадочный трип сквозь нью-йоркскую ночь, в которой находится место как криминальным интригам, так и тотальному абсурду. Свою энергию этот образец чистой киногении черпает сразу из несколь-ких источников — непоседливой камере оператора Шона Прайса Уильямса, пульсации саундтрека за авторством Oneohtrix Point Never и очевидной харизме Роберта Паттинсона в главной роли.