ПОПУЛЯРНОЕИСКУССТВОМУЗЫКАТЕАТРКИНОТАНЕЦЛИТЕРАТУРАИНТЕРВЬЮАФИША
 
Умерла Монсеррат Кабалье - одна из величайших сопрано ХХ столетия
Опубликовано: 6 октября, суббота

Похожее изображение

6 октября 2018 года, не стало великой оперной певицы Монсеррат Кабалье...

Она родилась в Барселоне 12 апреля 1933 года и ушла из жизни там же — с этим городом была связана вся ее жизнь. Собственно, и песня, с которой имя Кабалье связано в массовом сознании, тоже посвящена столице Каталонии — «Барселона», дуэт с Фредди Меркьюри. Пересматривая сейчас ставший не менее знаменитым, чем сама песня, видеоклип, нельзя не заметить, как на фоне аристократичной, одним движением руки выражающей максимум эмоций Монсеррат тушуется даже вошедший в легенды бравадой вокалист Queen — такова была сила ее исполнительского мастерства, что и буйные рокеры не могли конкурировать с этим спокойным величием.

Собственно, во многом именно благодаря Кабалье в конце ХХ века опера вернулась в дома, коллекции записей и круг интересов обычных людей.

Ее феноменальное мастерство, помноженное на столь же исключительное чувство публики, сделало превратившийся было в закостенелый артефакт для узкого круга избранных вид искусства вновь достоянием широкой аудитории.

Слава пришла к ней не сразу — мало кто из настоящих звезд загорался на небосклоне искусства мгновеннно и на десятилетия — и, по сути, по счастливой случайности. В 1965 году она заменила заболевшую Мэрилин Хорн, исполнив главную партию в концертной версии оперы Гаэтано Доницетти «Лукреции Борджиа» в нью-йоркском Карнеги-холле. Результатом выступления мало кому известной испанской певицы в одном из главных залов мира перед одной из самых взыскательных аудиторий планеты стала двадцатиминутная овация.

Стоило Кабалье взять первую ноту, как зал — и так притихший в ожидании встречи с великим и прекрасным — словно замирал. Она удивительно умела владеть аудиторией, что отмечала и сама Мария Каллас — похвала главной оперной дивы в истории человечества стоит любой премии, любой государственной награды; в мире искусства, увы, редко бывают случаи бескорыстного восхищения успехами других. Строго говоря, оглядываясь сегодня назад, на ХХ столетие, можно с уверенностью сказать, что лишь Кабалье стояла вровень с великой гречанкой (превзойти Каллас все же вряд ли возможно было тогда — и вряд ли удастся в будущем).

Впрочем, Кабалье остается отдельной — и столь же недосягаемой — вершиной оперного мира. Она продолжала выступать и в возрасте, когда большинство оперных исполнителей удаляются на покой, собирая полные залы — не за счет интереса к былым заслугам, но удивительным, почти сверхъестественным образом сохранив свой уникальный голос почти таким же, как и в «золотые» годы сценической карьеры. Не мешали ни болезни, ни заботы — всю свою жизнь Кабалье активно занималась благотворительностью, в том числе и в России, ни финансовые неприятности — как настоящего человека искусства, Кабалье мало занимали «низменные» вопросы, чем, к сожалению, часто пользовались не слишком чистоплотные люди, проникавшие в ее окружение.

Что поделать — она, хотя и стала настоящей «гражданкой мира», просто в силу всемирной славы и всемирного обожания, всю жизнь оставалась истой каталонкой. Радушной, открытой к общению (в отличие от множества звезд охотно общалась с прессой даже на склоне лет), готовой помочь ближнему — даже если ближние откровенно пользовались ее чистой, светлой добротой.

Картинки по запросу Montserrat Caballé

Впрочем, сегодня важнее вспомнить о том, как бескорыстно Кабалье помогала своим искусством всем нуждавшимся — кажется, не было такого благотворительного мероприятия, в котором она отказалась бы участвовать, даже если это было связано с риском для собствен-ной карьеры.

Политика же интересовала Кабалье в последнюю очередь — мать двоих детей (младшая, тоже Монсеррат, пошла по стопам матери и успешно выступает на оперной сцене), она послужила всю свою жизнь куда более высокой цели. Она служила музыке — а, значит, и людям. И именно благодаря высокому таланту Кабалье ко многим в современном мире вернулось — точнее сказать, впервые пришло — понимание высокого искусства. Возможно, именно благодаря тому дуэту с Меркьюри сегодня в оперные театры выстраиваются очереди из молодежи, часто не меньшие, чем на рок-концерты. Прощай, Мария де Монсеррат Вивиана Консепсьон Кабалье-и-Фольк. Сегодня мир потерял частицу своей звонкости...

371 просмотр
Нравится
comments powered by HyperComments