В Гранд галерее Национального клуба искусств в Нью-Йорке в рамках программы «Рухани жангыру» открылась выставка «На перекрестках Азии и Европы. Шедевры XX века из коллекции Музея искусств им. А. Кастеева».
Выставка организована Государственным музеем искусств им. А. Кастеева совместно с Русско-Американским Фондом США при активной поддержке Посольства Казахстана в Вашингтоне и Генерального консульства Казахстана Нью-Йорке. Выставка представит американскому зрителю лучшие образцы коллекции казахстанского искусства 1930-1970-х годов. 30 произведений ведущих мастеров казахстанского искусства познакомят с культурой, историей, бытом казахов-кочевников.
Посол Казахстана в США Ержан Казыханов отмечает: «Когда Президент Нурсултан Назарбаев и Президент Дональд Трамп встретились в Белом доме в январе 2018 года, два лидера приняли Совместное заявление о расширении Стратегического партнерства между нашими странами в XXI веке, которое дало старт новой эре двусторонних отношений, широкому спектру сотрудничества, включая укрепление культурных связей и народной дипломатии. Мы намерены всячески способствовать обменам в области культуры для расширения связей между Казахстаном и США, и надеемся, что нашим американским друзьям и партнерам понравится выставка шедевров Государственного музея искусств им. А. Кастеева».
Каждый шедевр, экспонируемый на выставке, ярко изображает огромное богатство культурного наследия Казахстана и рассказывает увлекательные истории об образе жизни казахского народа. Открывают экспозицию произведения одного из первых национальных художников Абылхана Кастеева, именем которого музей назван в 1984 году: «Охотник с беркутом» (1935), «Колхозная молочная ферма» (1936), «Портрет народного акына Джамбула» (1937) и другие.
«Мальчик на быке» (1907) Николая Хлудова, «Портрет Народной артистки Казахской ССР Розы Баглановой» (1957) Ольги Кужеленко, «Народная мастерица» (1961) Марии Лизогуб и другие работы свидетельствуют о большом вкладе в развитие казахстанской живописи художников, приехавших в Казахстан из различных регионов бывшего Советского Союза. Работами Молдахмета Кенбаева, Камиля Шаяхметова, Ария Школьного, Гульфайрус Исмаиловаой, Айши Галымбаевой, Сабура Мамбеева и Ивана Остеренко представлена на выставке и казахстанская школа живописи 50 – 60-х годов XX века. Натюрморт Айши Галымбаевой «Дастархан» (1959) олицетворяет уют казахской юрты, где хранительницей домашнего очага предстает женщина. Обильный праздничный дастрахан в ожидании гостей становится символом казахского гостеприимства.
«Шестидесятники» — условное название группы казахстанских художников, заявивших о себе в конце 60-х. «Молодые казахи» (1967) Салихитдина Айтбаева, «Чабан» (1969) Шаймардана Сариева, «Айтыс» (1969) и «Купание овец» (1971) Абдрашита Сыдыханова, «Дастархан» Бексеита Тюлькиева, «Натюрморт на красном фоне» (1967) Токболата Тогызбаева представляют на выставке в Нью-Йорке этот уникальный период казахстанской живописи.
На выставке также экспонируются «Дорога на Медео» Жанатая Шарденова, «Натюрморт с домброй» (1967) Турсына Абуова и «Вечер» (1977) Гани Баянова. «Именно искусство, по моему глубокому убеждению, является самым ярким выразителем философии, духовности, идентичности народа. Этой небольшой выставкой мы хотим хотя бы отчасти познакомить мир с нашей культурой, историей и изобразительным искусством. И считаем это лишь началом в процессе вхождения в мировое культурное пространство», - подчеркивает директор музея, профессор Гульмира Шалабаева.