Кинотеатр "Арман" представляет фильм Филиппа Штёльцля «Лекарь: Ученик Авиценны» в казахстанском прокате с 6 февраля!
Страна: Германия Слоган: «Через пески времени к свету» Жанр: драма, приключенияВ главных ролях: Бен Кингсли, Том Пэйн, Стеллан Скарсгард, Оливье Мартинес, Эмма Ригби
Режиссер: Филипп Штёльцль («Северная стена», «Гёте!», «Эспат»).
Оператор: Хаген Богданский («Жизнь других», «Дело №39», «Молодая Виктория», «Бобер», «Мы. Верим в любовь»).
Сценарий: Ян Бергер
Прокат: с 06.02.2014
Продолжительность: 150 мин
Возраст: Е16 (зрителям до 16 лет рекомендуется смотреть с родителями)
Англия, XI век. Мать десятилетнего Роба Коула умирает в страшных мучениях: никто не знает ни природы её болезни, ни лекарства против неё. Маленький Роб, потрясенный до глубины души, во что бы то ни стало стремится разгадать эту тайну.
Ему суждено пройти долгий путь, от Англии до Персии, его учителями становятся сначала обыкновенный шарлатан Барбер, а потом — великий лекарь Авиценна. Мудрый учитель видит в Робе необыкновенный талант к медицине, но советует ему не спешить делать вещи, которые не соответствуют веку. Но Роб ни перед чем не останавливается в своем желании научиться спасать людей от смерти, и над его собственной жизнью нависает угроза, ведь он дважды пошел против предрассудков: использовал для научных исследований тело человека и полюбил женщину, отданную в жены другому.
Картина немецкого Филиппа Штёльцля, больше снимающего про своих соотечественников, снятая по одноименному роману Ноя Гордона, начинается в старой доброй Англии времён Средневековья, навевая воспоминания об «Имени розы», а уровнем жизни вызывая вполне устойчивые аллюзии на «Легенду о Тиле» и временами «Орду». Именно, в это смутное время десятилетний Роб Коул (Адам Томас Райт) теряет свою мать и прибивается к странствующему цирюльнику (Стеллан Скарсгард, который не хуже Рутгера Хауэра в «Плоти + Крови» точно изображает всю гамму нравов того времени), став его учеником.
Но это лишь затравка, ибо юноша, обладающий даром распознавания близкой смерти, полон желания и решимости учиться лекарскому делу, причём не у кого-нибудь, а у самого знаменитого врача того времени Авиценны ибн Сины (Бен Кингсли — несомненно лучший в этой роли, что бы кто бы там ни говорил), к которому он и предпринимает путешествие, которое с полным правом можно назвать духовным подвигом. Конечно, герои картин Ридли Скотта «Царствие Небесное» и «Робин Гуд», по сути, проделывали тот же путь, но никто из них не проходил посвящение в хакимы, т.е. не просто врача, а носителя мудрости и знания, учёного, профессора. Конечно, мы помним замечательнх «Знахарей» Ежи Гоффмана и Джона МакТирнана, или забавного «Ученика лекаря» Бориса Рыцарева, но они все более не менее локальные, а не в международных масштабах, подобно, скажем, «Последнему самураю» Эдварда Цвика или «Шелк» Француа Жирара.
Наиболее сильное впечатление на меня произвели две сцены — первой полостной операции Роба, точнее, того, что она для него значила, и сцена прощания Роба со своим Учителем — Авиценной, хотя в фильме много других сцен потерь и обретений друзей, чего стоит эпидемия бубонной чумы, тут вспоминается и «Чума» Альбера Камю, и «Чёрная смерть» Кристофера Смита и упомянутый уже «Плоть + кровь» Пола Верховена. Крайне интересная тема противостояния медицинской науки и религии, причём независимо от места действия, если в Англии — это какие-то отдельные представители Святой Инквизиции, то в Персии — это догматично настроенные мусульмане.
Не это ли послужило причиной ухода науки, не только медицины, в сторону позитивизма и отхода от духовности, которую ошибочно связали с религиозностью, т.е. внешними атрибутами отправления культа, как-то забывая о том, что прославление Бога происходит в певую очередь через служение людям, в том числе и с помощью своего ремесла, в реализации своего Предназначения, и в этом смысле Роб Коул — несомненно, один из самых духовных людей в этой истории, предтеча Нострадамуса.