«Вий» — российский фильм-долгострой: разговоры о проекте начались еще в середине 2000-х. Поначалу представить, какой именно получится новая экранизация повести Гоголя, было довольно сложно. Однако со временем стало понятно: экранизации как таковой вообще не будет. С первоисточником создатели картины обращались достаточно вольно — в результате от некоторых сюжетных ходов отказались вовсе, зато придумали множество других — в том числе с участием новых персонажей, которых Гоголь и вообразить не мог бы.
Один из таких персонажей — это, собственно, главный герой фильма, картограф-британец Джонатан Грин (на его роль пригласили англоязычную звезду Джейсона Флеминга). Обстоятельства вынуждают его оставить забеременевшую возлюбленную на родине и отправиться исследовать Восточную Европу. Где-то в украинской глуши Грин натыкается на хутор с крайне запуганным населением. Местные жители считают, что погибшая с год назад молодая ведьма (Ольга Зайцева) до сих пор бродит по округе в компании прочей нечисти. Хуторян подзуживает местный священник (Андрей Смоляков), который, кажется, задумывает что-то недоброе.
Формула «Вия» довольно проста: немного детектива, капля мистики (в сущности, все встречи с потусторонним можно списать на чрезмерное увлечение персонажей фильма алкоголем), много спецэффектов. По современным российским меркам компьютерной графики и прочих трюков в картине буквально в избытке. Что, в общем-то, неудивительно: по имеющимся данным, бюджет «Вия» составил 26 миллионов долларов. Жаль, правда, что у создателей спецэффектов не хватило фантазии на то, чтобы в полной мере освоить 3D — модный ныне формат используется в фильме главным образом для того, чтобы время от времени запустить в физиономию зрителя яблоком или, например, топором. Что же касается разнообразных монстров, то тут художники проявили определенную изобретательность. Впрочем, все дизайнерские находки тонут в несуразном, да к тому же еще и насквозь вторичном сюжете.
Ситуацию осложняет еще и тот факт, что события в фильме изложены не вполне внятно. Сценаристы, кажется, решили утопить зрителя во флэшбэках. Связь между сценами время от времени теряется. Кроме того, зрителя периодически отправляют в Великобританию, где возлюбленная главного героя в компании с ребенком-грудничком и скептически настроенным отцом читает письма Грина из далеких краев. Легко догадаться, что на развитие сюжета британские сцены не влияют — они кажутся попросту лишними. В трудную минуту сценаристы даже прибегают к помощи deus ex machina — ситуацию внезапно спасает персонаж, о существовании которого зритель ранее не подозревал. Да и вообще, на хуторе тесновато — в фильме много ненужных персонажей, и в них несложно запутаться.
В результате «Вий» кажется похожим на затянувшийся фейерверк. Вроде бы денег на мероприятие потрачено немало, и создателям определенно хотелось бы, чтобы получилось красиво, но после 140 минут беспрерывной и довольно монотонной стрельбы глаз замыливается, уши глохнут и просто хочется домой. Или вот еще одно напрашивающееся сравнение: создатели фильма сами похожи на Вия, чьи веки настолько тяжелы, что он не может поднять их самостоятельно. Как и Вию, кинематографистам пришлось обратиться за помощью к третьим лицам — зато они сразу обнаружили, что в мире существует масса примеров для подражания. Однако Вий, открыв глаза, ткнул железным пальцем в Хому Брута, и тот «бездыханный грянулся <...> на землю». Отечественные киноделы смотрели в упор на хорроры, а также многочисленные фэнтезийные и приключенческие ленты — но попали пальцем в небо.