Еще год назад никто не мог подумать, что в Государственном Кукольном театре Алматы будет ставиться трагедия как «Материнское поле» Чингиза Айтматова, для зрителей старше четырнадцати лет. В преддверий премьеры мы встретились и побеседовали с исполнителем одной из главных ролей в спектакле – актером Болатом Момынжановым.
О переменах, новых возможностях и о самой постановке.
Думаю есть неплохой повод начать разговор со скорой премьеры в театре - «Материнское поле» по повести Чингиза Айтматова. Нравится ли вам это произведение?
- Безусловно. Темы которые поднимает Чингиз Торекулович – а это темы нравственности, ответственности и ценности человеческой жизни – будут актуальны во все времена. А «Материнское поле» ярчайший пример борющегося человека за истинно человеческое счастье и свободу духа. Я действительно рад, что наш театр открывает для себя всё новые горизонты. Ведь эта постановка для нас совершенно новый уровень. Еще больше рад в этом принимать непосредственное участие. Потому что мы немало отстаем в развитий от Европейских стран во многих планах. Что уж говорить о театральной, творческой сфере? Это я к тому, что они давно работают в том стиле, в котором работаем сейчас мы, над пьесой Чингиза Торекуловича. Соединили драматический театр с куклами.
Значит достаточно необычный подход режиссера Дины Жумабаевой к материалу вам приходится по душе?
- Всегда приятно работать с человеком знающим своё дело. Ее видение всего произведения, стилистическое решение, воссоздание атмосферы спектакля – все это ново для нас. На сцене будет настоящее сено. Будет пахнуть сеном. Для большего восприятия материала – зрителей решили не отдалять от сцены. Все будет проходить в буквальном смысле «перед» ними. Всё это действительно пробуждает немалый интерес к работе. В подобной обстановке невольно включаешься в процесс работы. Правда Дине пока тяжело освоить систему работы с куклами. Они как никак одни из главных героев постановки. Но она пытается. Пытается так же, как и мы. Думаю, как для нас, так и для нее подобный эксперимент послужит хорошим опытом.
Значит вам хорошо работается в новом формате.
- Да. Мне легко. Очень. Фантазия у Дины, просто хлещет фонтаном. Каждый репетиционный день новые идеи, но в контексте уже изначально обозначенной. Правда говорю я сейчас только за себя. Дина, как режиссер очень требовательна. Поэтому хочет видеть хороший результат. А так как, это наш второй спектакль в подобном, новом формате, нам трудно перестроиться. Первым опытом для нас послужила постановка Антона Зайцева «Материнское сердце». Но здесь материал («Материнское поле» Ч. Айтматова) куда сложнее, глубже, обширней. Дина справедливо требует предельного существования от нас на сцене. Пока это нелегко. Думаю процесс перехода наших актеров к драме будет проходить не так быстро.
Значит вы согласны с тем, что это - новый этап для Кукольного театра, где на первый план будут больше выходить актеры, нежели куклы.
- Да, согласен. Это для нас действительно новый этап. Но в данном случае, именно с таким материалом как «Материнское поле», нужно было бы собрать несколько иной состав актеров. Стоило бы присмотреться, подумать и уже потом отбирать. Материал достаточно тяжелый для работы. Однако, это уже моё, чисто субъективное мнение. Потихоньку тянет и на режиссерское поприще (Смеётся).
Отличная идея! Как скоро нам ждать вашей постановки в качестве режиссёра?
- Не буду пока об этом распространяться. Всему своё время.
Тогда продолжая тему работы над спектаклем, хотела бы вас спросить на счет вашего персонажа, Субанкула. Есть в нем то, что по вашему мнению вас роднит?
- Я тоже папа (смеётся). Как только началась работа над «Материнским полем», я всерьёз задумался, что же будет со мной, если и мои сыновья уйдут на войну? Чувства при этом ужасные. Пожалуй, я бы поступил так же, как герой Чингиза Торекуловича. Именно эта мысль помогает мне проникнуться чувствами Субанкула и выстроить его характер на сцене.
Ваша супруга Улбосын Момынжанова как и вы, актриса Кукольного театра. Раз уж мы заговорили на счет детей, хотели бы вы их видеть на сцене театра?
- Хочу ли я? Нет. У них своя жизнь и своя судьба. Настаивать, заставлять не буду. Выберут то, что им ближе.
А что на счет ваших родителей? Послужил ли кто-нибудь из них тому, что вы сейчас оказались здесь?
- Ни один из моих родственников, тем более родителей, не связан с театром. Я первый и пока единственный человечик из своего рода, который вышел на сцену. Так получилось, что, еще в школьные годы я участвовал во всех школьных постановках. Говорили, ставь скетч и я ставил. Да даже в армий получил кличку «Аладдин» (смеётся). Видимо был таким же ловким. А уже после армий приехал в Алмату, поступать в ВУЗ связанный с искусством. Набрёл на «Алматы Студию», где преподавали курсы актерского мастерства. В год туда зачисляли пять человек. А поступить хотели сто.
Конкуренция, значит, была большая.
- Да, конкуренция была не шуточная. Плюс ко всему брали только русских или русскоязычных студентов. Но я все-таки отучился там год. Не знаю, как, так получилось, что меня взяли. Видать, сумел себя показать (смеётся). Я был удивлён, шокирован. И естественно, вся родня тоже.
То есть, родители восприняли эту новость положительно.
- Ну, если шок можно назвать нормальным восприятием, то да (смеётся). Они отнеслись к этому вполне спокойно. Через год после студий, решил идти в эстрадно-цирковой колледж имения Жусипбека Елебекова. Хотел поступить на актёра драматического театра. Но там в основном была разговорная речь. Поэтому стоя уже у двери я начал почему-то нервничать. В голову лезли разные мысли на счет того, куда еще можно поступить, «а если не смогу?». И вдруг подходит ко мне один человечик: «Как тебя зовут?». Я отвечаю: «Болат». Ещё смотрю по сторонам, думаю, «ко мне, не ко мне?». «Пойдем ко мне поступать», - говорит. Позже я узнал, что это был педагог кукольного жанра. Показал ему всё, что он просил сделать и так и поступил. Видимо и ему понравился (смеётся). Учился я, кстати, по всем предметам на отлично.
Раз вы учились хорошо, значит вам это было интересно? Любите сцену?
- Скажем так, мне комфортнее на сцене больше, чем где-либо еще. Чувствую себя свободным и счастливым на ней.
Может есть предпочтения в жанрах, в персонажах?
- Люблю всё. Комедия, драма, трагедия, мюзикл. Пробовать тоже хочу всё. Выбора в персонажах как такового у меня нет. Выбирает режиссер. Но хочется работать как над положительными, так и над отрицательными персонажами.
Просто я к чему это спрашиваю. Многим актерам предпочтительнее играть отрицательных героев, так как там больше простора для работы.
- И я с этим согласен. Играя протагониста раскрыть себя, как актера, получается редко. Все-таки есть определённые рамки у положительных героев. Антагонист же дает тебе раздолье для экспериментов. Да и выплескиваешь всевозможные эмоций из себя. Это тоже немаловажно.
Ну и предпоследний вопрос. Работая над «Материнским полем» появилось ли у вас желание ознакомиться с творчеством Чингиза Айтматова еще ближе?
- С творчеством Чингиза Торекуловича я знаком вполне хорошо. Оно меня давно привлекает. Неосведомленность в его произведениях считаю таким же дурным тоном, как незнание Чехова людьми связавшими себя с театром. Однако хочется теперь узнать его как и человека тоже. Ведь каждого персонажа его работ можно примерять на себя. Самые простые и обыденные вещи, люди, которых по окончанию автор возводит на достаточно философские высоты. Думаю в этих самых персонажах и отражается сам автор. Простой и близкий народу человек. Причем не обязательно только к киргизскому народу.
А напоследок вопрос, которым я задалась уже при нашем с вами разговоре. Почему вы говорите именно «человечик», а не «человек»?
- Не знаю (смеётся). Честно, не знаю. Мне просто так комфортно. Возможно это из-за продолжительной работы в кукольном театре. Я здесь уже достаточно давно. А наши главные зрители – дети. Поэтому и «человечки».
Смотрите «Материнское поле» на сцене Алматинского кукольного театра.
Интервью провела Конысбаева Акмарал КазНАИ им. Т. Жургенева