ПОПУЛЯРНОЕИСКУССТВОМУЗЫКАТЕАТРКИНОТАНЕЦЛИТЕРАТУРАИНТЕРВЬЮАФИША
 
Ольга Султанова рассказала об итогах IV фестиваля «Откровение»
Опубликовано: 9 марта, четверг

Главное театральное событие Казахстана - фестиваль «Откровение» в четвертый раз состоялся в Алматы. Почти две недели жители и гости южной столицы могли смотреть лучшие постановки местных и зарубежных театров и знакомиться с мировыми трендами в области современного театрального искусства. В интервью журналу «Аlamaty life» главный организатор и создатель проекта Ольга Султанова рассказала о масштабах проделанной работы, личных победах и смелых творческих задумках. 

- Здравствуйте, Ольга! Каких результатов вашей команде удалось достичь по итогам мероприятия?

-  Как и раньше, фестиваль «Откровение» состоял из трех направлений: казахстанского шоу-кейса, гостевой программы и образовательных мастер-классов. В этом году заметно прибави-лось иностранных участников, событие приобрело международный характер. За 13 дней мы провели 31 мероприятие, из них: 13 спектаклей, 1 перформанс, 13 мастер-классов и 4 обсужде-ния в гостевой программе. Расширился и наблюдательский состав. Оценить спектакли казах-станских театров приехали 18 человек из 9 стран мира: Польши, России, Бельгии, Австрии, Германии, Великобритании, Армении, Финляндии и Литвы. Сильное впечатление на иностранных гостей  произвели спектакли «Лавина» («Жас сахна»), «Уят» («Артишок») и «Ревизор» (Государственный Академический Немецкий драматический театр (ГАНДТ)). Еще им очень понравились «Причины жить» («Дом Q») и «Психоз» (Дарья Спивакова). Фестиваль – это всегда площадка возможностей, как ими воспользуются театры, уже другой вопрос. Я всячески помогаю со своей стороны, но они тоже большие молодцы.

- Что из программы больше всего запомнилось лично Вам?

-  Меня приятно удивил work-shop «Обед», который мы проводили вместе с «Arbat Fest». Лаборатория была посвящена театру-участия. Это социальное направление является неотъем-лемой чертой современного театра, когда актеры вовлекают зрителей в театральное действие. В таком случае, аудитория не просто наблюдает за происходящим на сцене, а проживает историю вместе с героями. Результатом мастер-класса стал преферанс, после которого ино-странные коллеги отметили, что постановки такого формата надо показывать в казахстанском шоу-кейсе.  

- У Вас за плечами многолетний опыт поведения городских мероприятий, приходилось ли Вам делать что-то впервые во время четвёртого фестиваля? 

-  Настоящим вызовом для меня стала большая лаборатория по социальному инклюзивному театру, организованная при поддержке Фонд Сорос-Казахстан. В нашей стране инклюзивным театром пока профессионально не занимаются. Познакомить алматинцев с новым форматом я задумала еще в 2015 году, когда попала в Эдинбург. Там я посмотрела спектакли, в которых играют люди с особыми потребностями. Сейчас этим живет вся Европа. В Санкт-Петербурге я увидела спектакль Бориса Павловича «Язык Птиц»,  где наравне с обычными актёрами задействованы ребята с ментальными нарушениями. Казахстану нужен свой Центр инклю-зивного театра, но вначале необходимо подготовить почву для его создания, что мы и сделали. Кураторы лаборатории Борис Павлович и Ксения Перетрухина выступили с лекциями и провели практический мастер-класс, в котором участвовали 18 актеров и 18 человек с рас-стройством аутического спектра и синдромом ДаунаЭто были 4 волшебных часа, которые вспоминаются с теплотой. Также кураторы поделились знаниями о развитии подобных проектов в разных странах. Еще мы пригласили Михаелу Хасан, художественного руково-дителя финского театра «DuvTeatern», существующего уже 20 лет. Она показала докумен-тальный фильм «Молчаливая дива» про то, как в их театре создавался инклюзивный спектакль вместе с финской национальной оперой. Мы увидели, насколько лояльным может быть общество к людям с особенностями в развитии. Кроме того, нам удалось привезти на фестиваль инклюзивный танцевальный спектакль «Ne me quitte pas» малого театра Армении. Постановка основана на разных интерпретациях известной французской песни, название которой переводится как «Не покидай меня». После ее окончания зал несколько минут стоя аплодировал актерам и режиссеру. 

- Как формировалась гостевая программа фестиваля?

-  Вообще, у гостевой программы не было тематики, но все спектакли стройно объединились вокруг темы «человека», раскрывая ее с разных сторон и затрагивая актуальные проблемы. Впервые на «Откровении» зрители увидели  постановку в жанре современного танца. Неоклассический балет «Кафе Идиот» («Балет Москва») демонстрирует,  каким разным бывает театральное танцевальное искусство, впечатляет  красотой и глубоким философским смыслом. Наверное,  это лучшее, с чем для начала можно было познакомить казахстанскую  публику. Иногда после спектакля зрители говорили: мы не до конца поняли, но было очень красиво. Это тоже результат. Несколько человек потом написали мне, что перечитали Достоевского. В гостевую программу вошли три документальных спектакля из Латвии и России. «Национальный план развития» («Dirty Deal Teatro»)  рассказывал  про латвий-скую государственную программу Латвии «2014-2020», согласно которой, к 2020 году все ее граждане будут счастливо жить в развитой стране. Главный герой очень иронично и тонко передал, как могла бы сложиться его судьба, если он начнет следовать этому документу. Другая постановка, «Топливо» («POP-UP THEATRE») -  моноспектакль об известном IT-предпринимателе Давиде Яне и его непростом жизненном пути. Открытием для зрителей стал  и "ВЯТЛАГ" («ТЕАТР.doc») – манифест против несправедливости системы на фоне событий «болотного дела». Кстати, деньги, вырученные с продажи билетов, актеры спектакля направляют в фонд, помогающий слепым детям. По сути, это повседневные темы, которые мы обсуждаем друг с другом, в фейсбуке, но не говорим о них через театр. А ведь благодаря искусству, важные идеи могут откладываться  у зрителя на уровне подсознания. Современный театр нужен, чтобы художественным языком показывать то, что нас особенно волнуют.

- Как, на Ваш взгляд, сегодня обстоят дела в казахстанской театральной среде?

-  Все спектакли, вошедшие в казахстанскую программу – это лучшее, что было за кален-дарный год. По моему мнению, они сами по себе стали событиями. Это хороший современный театр, либо удачная попытка его создать, которую я рассматриваю как процесс осмысления этого явления актерами и режиссёром. Театральная сфера в Казахстане стремительно развивается  и благодаря фестивалю, и другим факторам. Все очень хотят выступать за рубежом, поэтому заводят международные связи и впитывают новые знания.  Театральные коллективы понимают, в каком направлении им нужно расти, и ставят себе цели.

- Что бы Вам больше всего хотелось добавить в следующее «Откровение»?

-  Моя мечта, которую я лелею два года – большая детская программа фестиваля. Я очень хочу, чтобы вместе с инклюзивным театром в Казахстане появился baby-театр. Пока у меня не получилось воплотить эту идею из-за недостатка ресурсов, но я думаю, что все еще впереди. Проект «Откровение» можно сравнить с ребёнком, растущим порой так быстро, что я не успеваю это понять. Очень надеюсь, что в следующем году фестиваль снова состоится, тем более, раз его любят и ждут. 

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Фото: Игорь Сапараев                                             Интервью провел Роман Лукьянчиков

584 просмотра
Нравится
comments powered by HyperComments