Примерно месяц с небольшим назад, Министр по инвестициям и развитию Асет Исекешев, сообщил, что его ведомству требуются казахстанцы с зарубежным опытом работы и со знанием английского языка. Приведем цитату из сообщения: «Мы очень заинтересованы в приходе креативных людей и квалифицированных специалистов. Планируем структуру изменить так, чтобы поднять зарплату на определенных участках, чтобы привлечь действительно квалифицированных специалистов, в том числе наших коллег, земляков, работающих за рубежом», - добавил министр, подчеркнув, что это способствует приходу нового поколения госслужащих. В связи с этой инициативой Министерства по инвестициям и развитию, мы подумали, что и в области кино необходимо привлекать наших земляков, знающих английский, креативных, а самое главное имеющих богатый опыт кинопроизводства зарубежом. С одним из таких профессионалов - наша встреча сегодня.
Аскар Токтаров - сценарист, продюсер, режиссер, актер, последние 15 лет проживает в Нью-Йорке (США).
Аскар, сначала я хотела бы задать традиционный вопрос, ответ на который был бы интересен для тех, кто вас не знает: расскажите немного о себе.
- Я родился и вырос в Алматы, в семье творческого человека – мой отец был писателем. И с самого раннего детства я был уверен, что тоже должен стать писателем. Хотя никто в семье, включая отца, эту идею не поддерживал. Так как я очень любил кино (и люблю сейчас), то желание быть писателем переросло в желание быть кинодеятелем. Я считаю, что, скажем, создавать роман, или создавать кино – суть одно и то же. Разница лишь в том, что роман делает один человек, а кино делают множество людей. Короче говоря, мои творческие порывы не поддерживались в моей семье, и, вероятно это обстоятельство увело меня далеко в сторону от кино на долгие годы. Но как бы там ни было – сегодня я там, где всегда мечтал быть – в индустрии кино.
А чем вы занимались до того, как стали кинематографистом?
- Я закончил Казахский Политехнический Институт и после его окончания работал на горно-рудном производстве в качстве горного инженера. Позже, в 90-е, занимался бизнесом. А в 99-году, по приглашению одной американской компании, интересы которой я представлял в Казахстане, я выехал в США на стажировку. Но стажироваться не стал, а начал искать возможности попасть в киноиднустрию.
Вы стали искать возможности попасть в киноиндустрию США, как это было?
- Жесткий, или лучше сказать жестокий реализм, не оставляет никаких иллюзий стать звездой Голливуда. Каждый день в Америке нужно выживать, платить по счетам, кормить семью. В 2003 году я работал на «Челси Пирс» в Нью-Йоке, в гостевой службе. «Челси Пирс» - это такой большой спортивно - развлекательный комплекс на Гудзоне. Там же находится кинокомпания «Silver Screen Studios», которую я обнаружил на второй день своей работы в Челси. Я обратился в эту кинокомпанию и вскоре началось мое вхождение в киноиндустрию. В 2003 году я впервые участвовал в съемках телесериала «Закон к Порядок», в качестве актера заднего плана. И потом, что называется, понеслось. Я снялся во многих крупных проектах NBC, CBS, ABC и так далее, как актер эпизода или заднего плана. Позже я брал частные уроки актерского мастерства и самостоятельно изучал труды Станиславского, Вахтангова и Чехова. В 2008 году меня пригласили в качестве сценариста на проект «Barbie and the Barber» (Барби и Парикмахер), - я был на этом проекте не только сценаристом, но актером, - сыграл хозяина парикмахерской. Вообще, в филмах независимых компаний (то есть не голливудстких) у меня были десятки различных ролей.
Можно ли прожить в Нью-Йорке работая начинающим актером или вы делали что-то еще?
- Разумеется, пока ты не стал звездой экрана, прожить в таком городе, как Нью-Йорк не имея постоянной актерской занятости сложно. Конечно, я работал не только актером, но также и на кинопроизводстве. Я работал в качестве Производственного Ассистента на больших кинопроектах, а также на крупных телевизионных проектах. На независимых проектах я работал как прозиводственный менеджер и линейный продюсер, бывало работал и как консультант.
А есть ли у вас своя собственная работа? Что вы сделали сами?
- Я написал 5 киносценариев. Один из них, упомятый выше, - «Барби и Парикмахер» - был написан мной на заказ. В 2013 году я снял свой фильм «Свободен, как птица», который будет выпущен в ближайшее время.
Хорошо, теперь я хочу вернуться к вопросу поднятому Министерством по инвестициям и развитию. Как человек получивший опыт работы на кинопроизводстве в США, вы хотели бы вернуться в Казахстан и применить на практике свой опыт и знания?
- Да, конечно. Если от казахских кинокомпаний поступят предложения по работе в качестве продюсера или режиссера, или сценариста, или актера - я с удовольствуем приму такие предложения.
Учитывая ваш опыт работы в США, хотелось бы узнать: что нового вы могли бы привнести в казахский кинематограф?
- Прежде всего понимание того, что кино – это бизнес! А в производственный процесс - американские кинотехнологии от идеи до воплощения. То есть я знаю все аспекты кинопроизводства, включая пред-производственный, производственный и пост-производственный периоды. Американцы делают кино по своему, и чтобы понять как они его делают – нужны знания и нужен производственный опыт. У меня есть и то, и другое.
В чем, в принципе, заключается американский подход к кинопроизводству.
- В весьма детальной подготовке в предпроизводственный период, строгое следование графику съемок и бюджетному графику. Здесь имеются свои подходы и технологические приемы – я не буду их сейчас объяснять – у нас ведь не мастер-класс. По этой накатанной схеме работает Голливуд. Эту схему нужно знать, а узнать ее можно только на практике. Впрочем кинопроизводству учат и в колледжах.
У вас есть специальное кинообразование?
- Да, в 2008 году я получил американский диплом продюсера и режиссера. Я учился в Hollywood film institute (Голливудский институт кино).
Вы сказали, что прежде всего хотите привнести в казахский кинематограф понимание того, что кино – это бизнес. Значит ли это, что главной целью кино – является прибыль?
- Главной целью кино, как впрочем и любого другого бизнеса – является создание высококлассного продукта. Если продукт получится высококлассным, то и прибыль будет соответствующей. Создание же высококлассного продукта – это искусство. И в этом плане для меня бизнес и искусство понятия тождественные. То есть бизнес – это значит максимальное вкладываение имеющихся ресурсов – артистических, физических, духовных, финансовых, материальных. Прибыль – это подтверждение качества продукта.
То есть прибыль – это следствие, а не самоцель. В чем же цель кино?
- Ясно, что кино, как культурный феномен, ставит своей целью не только развлекать, но и провоцировать, волновать, возбуждать и поражать зрителя. То есть зритель после просмотра фильма должен задуматься о чем-то важном, например о добре и зле, о преданности и предательстве, о любви и коварстве, или о чем-то еще. Подобные мысли могут сделать зрителя лучше, а значит и окружающий его мир.
Как вы оцениваете индустрию кино в Казахстане, на каком она уровне?
- Кино в Казахстане, несмотря на славную историю в прошлом, находится на начальной стадии. Народ Казахстана невероятно талантлив, и я думаю, что у киноиндустрии в нашей стране будет большое будущее.
Какой бы совет вы дали нашим кинематографистам?
- Привлекать в кинопроизводство наших земляков, работающих за рубежом!
Фото: Евгений Морозов Интервью провела Алеся Артемьева